Людей топили на баржах в море. Рассекречены документы о фашистах в Крыму

Пленные немцы, апрель 1944 г. © / Евгений Халдей / Из архива

Дом офицеров флота — бывший кинотеатр на улице Ленина, был одним из немногих уцелевших зданий в послевоенном Севастополе, который мог вместить достаточно много людей. И всё-таки — не всех, кто хотел присутствовать на суде, где обвиняемыми были генерал, офицеры и солдаты 11-й и 17-й немецких армий.

   
   

23 ноября — день завершения знаменитого Севастопольского процесса, который прошёл в 1947 году. Именно в этот день были вынесены приговоры обвиняемым.

Накануне очередной годовщины этого значимого события Управление ФСБ России по Республике Крым и городу Севастополю представило новые рассекреченные документы.

Севастопольский процесс широко освещался в прессе. Заметка из газеты «Красный Крым», 21.11.1947 г. Фото: Из архива/ Фонд Крымской республиканской научной библиотеки «Таврика».

Хижина для генерала

Значительная часть их дополняет ставшие ранее доступными для исследователей сведения о генерале Эрвине Йенеке. Он командовал 17-й армией рейха, а в конце апреля 1944 года лишился должности. Гитлеру нужны были победы — а 17-я армия оставила Крым и Кубань. Какое-то время опальный генерал находился в резерве, а в начале следующего года уволился из армии.

Скорей всего, он осознавал, что дело идёт к поражению Германии, поэтому приложил все усилия для того, чтобы обеспечить собственное спасение. В одном из протоколов допроса есть подробные показания Йенеке об этом: как запасся фальшивыми документами для себя и жены, оборудовал безопасное место. И не только, чтобы прятаться от советских военных или солдат союзников — скрываться следовало раньше, когда по всей Германии гребли в отряды «фольсштурма» подростков, стариков, инвалидов. Всех, кто мог держать в руках оружие.

Угон в рабство советских людей (снимок изъят у немецкого офицера). Фото: Из архива/ УФСБ России по Республике Крым и городу Севастополю.

Йенеке смог организовать постройку в лесу у деревни Куннесдорф хижины, которую маскировали скалы и деревья, завёз туда припасы. Но предусмотрительность и обстоятельность генерала не помогла: его арестовали при попытке покинуть советскую зону оккупации.

 Новые документы рассказывают о Йенеке в роли главнокомандующего Крымом. Как, например, он «давал отмашку» на уничтожение партизан в каменоломнях у Керчи с помощью газа. Как спланировал блокаду каменоломен, проводил операции против партизан, организовывал «чистки» в Симферополе, где находился его штаб.

   
   
Приказ о «сдаче людей» из нового массива рассекреченных документов. Фото: Из архива/ УФСБ России по Республике Крым и городу Севастополю.

«Кодекс» фашистов

Среди рассекреченных документов — тот самый кодекс, которому следовал Йенеке — как и другие генералы, офицеры и солдаты немецкой армии: «Двенадцать заповедей поведения немцев на востоке и обращении с русскими».

В них русских рисуют «массой», которая ждёт тех, кто будет ею управлять. Не жалеть, не колебаться, не позволять сближаться с «низшими» — учили фашистов. И не тратить на завоёванных людей лишних ресурсов. «Русский человек столетиями переносит голод, нищету, он скромен. Его желудок растяжим, поэтому не должно быть неверного сожаления», — эти строчки «заповедей» напрямую связаны с десятками тысяч погибших от голода крымчан.

Очень ценными для историков, изучающих период оккупации Крыма, будут рассекреченные немецкие план и инструкции по разрушению портовых сооружений в Севастополе. Та подробно расписаны действия с каждым из них: от количества подрывных средств и мест их закладки до времени, которое понадобится для минирования.

Инструкция для старост: что ждало крымчан за помощь партизанам. Фото: Из архива/ УФСБ России по Республике Крым и городу Севастополю.

Был у фашистов и план разрушения Севастополя — точнее, гражданских объектов. Кто именно подорвётся на заложенных боеприпасов, отступающих врагов не интересовало.

Инструкции по обращению с арестованными высылали из Берлина, и там в подробностях перечисляется всё, что надлежит делать, чтобы не допустить бегства или самоубийства.

Довольно много в рассекреченных документах приказов о борьбе с партизанами, обращений к населению — с угрозами покарать за помощь «бандитам». Есть новые данные о массовых казнях в Евпатории, когда людей на баржах вывозили в открытое море и там топили. Несколько приказов касаются вывоза крымчан в Германию и переправки в «трудовые лагеря» на полуострове.

Документ

Из приказа старосте земельной общины Шенталь, 21.1.1944 г.:

«Вы должны на 24.1.44 года 3 женщин и мужчин сдать на биржу труда в Курмане. Если вы сами с этой работой не справитесь, к вашей помощи полиция. Этих людей Вы должны лично сдать в 9 утра на биржу труда, за невыполнение этого распоряжения Вы сами посылаетесь на работу.

Я в последний раз предупреждаю, не высылайте нам как больных, так молодёжь. Должны работоспособные мужчины и женщины, мужчины от 45 лет и старше, женщины могут быть и моложе... Шеф района. Начальник биржи труда».