Крым всё-таки получил свою «долю» мазута, вылившегося в море 15 декабря в результате катастрофы двух танкеров в Керченском проливе. Сразу после того, как были обнаружены чёрные пятна на берегу и неподалёку от него, началась уборка. Как далеко море разнесло мазут и ждать ли новых выбросов — в материале krym.aif.ru.
Чёрные пятна
19 октября, через четыре дня после катастрофы, научный сотрудник ГБУ природного заповедника «Опукский» Игорь Сикорский сфотографировал серощёкую поганку, у которой была частично выпачкана нефтепродуктами нижняя часть тела. Заповедник находится на Керченском полуострове, и сотрудники сразу начали мониторить берег. В тот день орнитологу встретилось 40 видов птиц, но больше пострадавших пернатых он не видел.
21 декабря выбросы мазута на берег и характерные пятна в акватории были зафиксированы на Керченском полуострове. По информации заместителя председателя Совмина Республики Крым Игоря Михайличенко — в районе мыса Змеиный на Керченском полуострове, а также рядом с крепостью Ени-Кале. Для очистки берега, сообщил он, были задействованы силы федерального и регионального МЧС, министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым и города Керчь. Для сбора пятна мазута в акватории морской спасательной службой направлены два катера.
В Керчи был введён режим ЧС муниципального характера. Глава администрации города Олег Каторгин уточнил, что единичные выбросы мазута на керченские пляжи представляли собой как саму массу нефтепродуктов, так и испачканные в ней водоросли.
В ближайшие дни, как и недели и месяцы, дальнейшие неприятные «сюрпризы» на крымских берегах будут полностью зависеть от направления ветров.
22 декабря спасатели заметили в море, в районе центральной набережной Керчи, испачканного в мазуте лебедя. Птицу извлекли из воды и на берегу передали сотрудникам Росприроднадзора.
В этот день были завершены работы по уборке: специалисты собрали более двух тысяч мешков с отработанными нефтепродуктами — более 60 тонн. Большая часть уже вывезена с мест загрязнения.
Ждать ли новых выбросов?
Керченский пролив мелководный, поэтому в штормовую погоду — а вся зима это, фактически сезон штормов, осевший на дно мазут будет подниматься и дрейфовать туда, куда погонит ветер. И весь крымский берег у Керченского пролива остаётся в зоне риска.
Уже предупреждали
Катастрофу с танкерами в Керченском проливе предсказали ещё... двадцать лет назад. Причём это был прогноз не из серии «если случится», а «когда произойдёт».
Гидролог, научный сотрудник Института географии РАН Дмитрий Фащук двадцать лет назад вместе с коллегами-математиками занимался исследованием морских экологических проблем. Учёные в 2004 и в 2005 годах рассчитывали динамику разлива нефтепродуктов. Легенда была такой. Керченский пролив, неблагоприятные погодные условия, танкер типа «река-море» — а только мелкотоннажные суда способны перевозить здесь грузы — катастрофа, утечка, разлив 1,5 тыс. тонн нефтепродуктов.
«Аварии танкеров обычно происходят в сложных гидрометеорологических условиях, и время для принятия решения ограничено, — рассказывал об этом исследовании Дмитрий Фащук в популярной статье, опубликованной в 2006 году в журнале «Наука и жизнь». — Заранее просчитанные сценарии возможного развития аварийной ситуации могут оказать реальную пользу. Моделирование распространения нефти позволяет оценить вероятные масштабы поражения морской среды до возникновения аварийной ситуации».
Модель, которую специалисты создали в Государственном океанографическом институте, демонстрировала процессы растекания и переноса нефти в Керченском проливе с учётом реальной гидрометеорологической обстановки. Поэтому можно было довольно достоверно предсказать конфигурацию и дрейф нефтяных пятен и тяжёлых нефтепродуктов. В модель можно было включить действия судов-нефтесборщиков, установку боновых заграждений, и многое другое.
Тогда для Керченского пролива были разработаны 16 сценариев траектории движения нефтяного разлива, скорости его распространения при разных ветрах, времени года и т.д.
А через год после того, как широкая публика была ознакомлена с прогнозом катастрофы, в Керченском проливе разломился пополам танкер «Волганефть-139», который перевозил почти 4,8 тысячи тонн мазута. В воду попало, по разным оценкам, от 1,3 до 1,6 тысячи тонн.
Куда пришлись «удары»
Катастрофы с танкерами в 2007 и 2024 годах произошли в разных местах, погодные условия были различными. Общее одно: большая часть нефтепродуктов «досталась» Краснодарскому краю.
Семнадцать лет назад «Волгонефть-139» разломился на две части в районе якорной стоянки с южной стороны острова (косы) Тузла. Носовая часть осталась на месте, корму волны отнесли к самому острову и выбросили на мель.
Поскольку во время того ноябрьского шторма в Керченском проливе затонули ещё три судна и сели на мель несколько, они тоже «внесли вклад» в загрязнение моря, сливая балластные воды с соляркой, а также топливо.
Тогда с крымской стороны были обнаружены мазутные пятна на берегу в районе крепости Ени-Кале и микрорайона Опасное, у мыса Ак-Бурун, на Аршинцевской косе. На Тузлу прибило волнами большое количество мазута. Причём в апреле 2008 года там произошёл повторный выброс. Мазутные пятна также появились на прибрежной полосе от городского пляжа Керчи до Павловского мыса.
По другую сторону пролива пострадали коса Чушка и её акватория, побережье от мыса Панагия до мыса Тузла, окрестности станицы Тамань. В Таманском заливе совместная экспедиция Института океанологии РАН и Всемирного фонда природы, проводившаяся в феврале-марте 2008 года, обнаружила две локации с осевшим на глубине 5 метров мазутом.
В декабре этого года ситуация другая. Затонули два танкера, перевозившие вместе более 8,55 тысяч тонн мазута. Сколько попало в море, точно неизвестно, приводятся цифры в три-четыре тысячи тонн. То есть, как минимум, в 2-2,5 раза больше.
Впервые с танкеров сигнал о бедственном положении поступил из района мыса Такиль, одно из судов село на мель в районе мыса Панагия, второе — в районе порта Тамань. Уже 17 декабря первые мазутные выбросы были зафиксированы в районе Анапы. В последующие дни полоса загрязнения вытянулась дальше вдоль берега: Витязево, Благовещенская, Веселовка, Волна. Скорей всего, крупные выбросы продолжатся в ближайшие недели, а повторные могут быть и весной.
Семнадцать лет назад общий материальный ущерб от разлива мазута, с учётом экологических последствий, оценили в 23 млрд рублей. Сколько будет «стоить» нынешняя катастрофа?