Сегодня крымчанам не обязательно выезжать в другие регионы, чтобы провести сложные операции на почках. В республике есть высокотехнологическое оборудование — лазеры, гибкие уретероскопы, с помощью которых ликвидируют последствия мочекаменной болезни. У врачей встречаются коллекции камней — тех, что годами, а то и десятилетиями росли в человеческом организме. Но в наши дни они уже редки, благодаря как раз новому уровню медицинской помощи.
Коварные «кораллы»
Есть своя коллекция камней, извлеченных из почек и мочевых пузырей пациентов, и у заместителя главного врача по медицинской части Многопрофильной клинической больницы Святителя Луки Крымского федерального университета, заслуженного врача Республики Крым, лауреата премии Республики Крым, врача-уролога Игоря Акиншевича. Среди экспонатов — фосфаты размером с куриное яйцо из мочевого пузыря, коралловидный камень из почки, небольшие уратные камни, похожие на смородину, оксалаты причудливой формы.
Игорь Юрьевич собирал эти «трофеи» больше 30 лет, и он уверен, что сегодня создать такую коллекцию уже не получится. Это связано и с более качественной диагностикой, которая позволяет обнаружить камни и начать борьбу с ними на самой ранней стадии, и с современными способами удаления камней: в большинстве случаев их разрушают с помощью лазера, и они удаляются из организма пациента уже в виде песка. Открытые хирургические вмешательство, во время которых можно было бы извлечь крупные камни целиком, сегодня в урологии практически не применяются.
Главные «злодеи» в истории мочекаменной болезни — так называемые коралловидные камни. Свое название они получили за причудливую форму, повторяющую внутреннюю структуру почки: они разрастаются из чашечек, заполняют лоханку и своими «щупальцами» проникают в самые отдаленные уголки органа, как морской коралл.
«Раньше коралловидные камни встречались значительно чаще, — рассказывает Игорь Акиншевич. — Почему? Во-первых, раньше не было УЗИ. А во-вторых, коралловидные камни бывают рыхлые, но всегда сопутствуют воспалению. И микробы прячутся прямо внутри камня, создавая неприступную крепость. Применение даже самых мощных антибиотиков не всегда приводит к уничтожению этих микробов, к снятию воспаления. В итоге почку, изъеденную гигантским конкрементом и изнуренную хроническим гнойным воспалением, приходилось удалять».
Современная медицина кардинально изменила этот сценарий. Если раньше диагноз ставили в основном с помощью рентгена (причем далеко не все камни были видны) или сложных контрастных исследований, то теперь «золотым стандартом» стали УЗИ и спиральная компьютерная томография с контрастным усилением.
На основе снимков компьютерной томографии можно сделать 3D-моделирование, что позволяет увидеть полную картину: хирург может оценить точные размеры и форму конкремента, его плотность (что помогает предугадать, поддастся ли он дроблению), анатомию почки и мочеточника.
Но что еще важнее, КТ выявляет скрытые причины образования камней. Дело в том, что внутренние органы у людей расположены не одинаково, даже сердце иногда бывает с правой стороны, а что говорить о мелких сосудах? Бывает, что сосуды пересекают мочеточник именно на уровне выхода из лоханки, нарушая отток мочи. И это одна из причин образования камней.
Не только в почках
Не менее интересные истории связаны с камнями, которые росли не в почках, а в мочевом пузыре. В коллекции Игоря Юрьевича бросаются в глаза два гладких белых камня величиной с яйцо.
«Раньше камни такого размера встречались сплошь и рядом. Конечно, когда внутри мочевого пузыря растет такой камень, это доставляет очень неприятные ощущения. Такие камни, из-за анатомических особенностей, чаще встречаются у мужчин, потому что наши мужчины очень терпеливые и, к сожалению, до последнего не обращаются к врачу. И вот со временем, из-за нарушения оттока мочи, соли, которые в норме должны выводиться, начинают кристаллизоваться. Один кристаллик пристает к другому, слой за слоем, месяц за месяцем, год за годом», — подчеркнул Игорь Акиншевич.
Одна из самых удивительных историй — о небольшом, но уникальном камне: лигатурном. Он вырос на хирургической нитке. Женщине после гинекологической операции несколько лет не могли поставить диагноз — лечили от цистита, от «женских» проблем. А причина крылась в том, что во время той давней операции узелок хирургической нити (лигатуры) случайно попал в просвет мочевого пузыря. Организм, стремясь изолировать инородное тело, начал обволакивать его солями. Так пациентка ходила не один год, пока ей все-таки не выполнили цистоскопию и не удалили камень, вместе с этим узелком.
Один из самых частых вопросов, который задают пациенты: «А не вырастет ли камень снова?» К сожалению, мочекаменная болезнь часто носит рецидивирующий характер. Нередки случаи, когда пациент возвращается с точно таким же камнем уже через месяц после операции.
Почему так происходит? Все просто: если не устранена первопричина — будь то нарушение обмена веществ, особенности диеты или анатомическое препятствие для оттока мочи — камни будут формироваться снова и снова. Это законы физики и химии, которые не обманешь.
Если после удаления камня пациент вскоре возвращается с новым, значит, человек не поменял образ жизни: продолжает есть много шоколада, пить кофе, увлекается белковой пищей или соленым. Хотя, возможно, проблема глубже — в нарушении обмена веществ или особенностях расположения сосудов, которые могут нарушать отток мочи по мочеточнику. В любом случае, это повод для серьезного внимания врача.
Коллекция врача-уролога — это наглядная история медицины. От отчаянных рисков, больших разрезов и трагических случайностей — к точной диагностике, ювелирной работе и профилактике. Эти причудливые и порой пугающие камни — немые свидетели ушедшей эпохи. Они напоминают нам, что наше здоровье часто находится в наших руках.
Полезно знать
Что же делать обычному человеку, чтобы никогда не стать «поставщиком» экспонатов для такой коллекции?
Обильное питье — это краеугольный камень профилактики. Моча не должна быть концентрированной. Речь идет именно о воде, а не о чае, кофе или, тем более, пиве. Тот же позитивный эффект имеют и сезонные арбузы.
Второй ключевой фактор — кислотность мочи (pH). В норме она должна быть слабокислой: 6.2-6.8. Если pH существенно ниже, то есть моча становится слишком кислой (при злоупотреблении мясом, шоколадом, кофе), создаются идеальные условия для образования уратных камней. Если pH высокий, то есть моча защелачивается (при переизбытке молочных продуктов, сыра, шпината, щавеля) — растут фосфатные камни.
Сейчас в любой аптеке можно купить тест-полоски для определения pH мочи, и с их помощью контролировать свое питание: если после употребления каких-то продуктов pH отклоняется от нормы, стоит обратить на это внимание и ограничить эти продукты в своем рационе.
Не терпеть. Ни боль, ни дискомфорт, ни учащенное мочеиспускание, ни изменение цвета мочи не являются нормой. Многие камни могут выходить абсолютно без боли, наш организм к этому приспособлен. Но если уж возникла классическая почечная колика — это адская боль, при которой человек не находит себе места, мечется, как говорится, «по стенам бегает». Это естественная реакция, чтобы лучше сокращались мышцы и камень этот вышел. Чтобы не подвергать себя таким мучениям, лучше периодически выполнять УЗИ почек. Это быстро, безопасно и доступно.
Главный внештатный специалист уролог Министерства здравоохранения Крыма Рудольф Геворкян:
«Республика Крым — эндемичный регион для мочекаменной болезни, она занимает весомое место среди всех урологических заболеваний. Это связано, в числе прочего, с жесткостью питьевой воды. По составу камней чаще всего встречаются оксалаты (соединения щавелевой кислоты). Наибольшее количество пациентов обращается с почечной коликой в летний период, когда люди пьют много воды, едят арбузы. За счет увеличения количества мочи, камни из почек попадают в мочеточник, вызывая почечную колику, которая может причинять дискомфорт или сильную боль».