Море и мусор. Глава Ялты о чудесных фасадах и многолетних проблемах города

Владислава Макарчук / АиФ

Пальмы, море, белоснежный лайнер, покидающий порт. Такой Ялту видят миллионы приезжих. Иван Имгрунт, побывавший здесь впервые два года назад, исключением не стал. Вот только потом ему довелось знакомиться с другой Ялтой — не парадной.

   
   

Два месяца назад он был избран главой администрации Ялты. До этого, работая заместителем, а потом выполняя обязанности руководителя города, успел познакомиться и с прекрасным фасадом южной столицы Крыма, и с многолетними проблемами города.

Прекрасная Золушка

Наталья Дрёмова, «АиФ-Крым»: Каждый новый глава Ялты получает «в наследство» ряд давних, не решённых в прошлом, проблем. Какие из них, по-вашему, самые острые?

Иван Имгрунт: Во время первого моего приезда обратил внимание на ужасное санитарное состояние города. Это и послужило причиной моего заявления о чрезвычайной ситуации с мусором. Когда вник в вопросы вывоза мусора, понял, в чём причина. Здесь просто отсутствует должная система уборки. Компания-оператор в Ялте абсолютно дееспособная, с ней можно и нужно работать, но вот сама схема уборки территории пока не работает. Её надо запускать, параллельно ликвидируя несанкционированные свалки…

Досье
Иван ИМГРУНТ Родился в 1961 г. в Караганде (Казахская ССР). Окончил Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный юридический университет» по специальности «Правоведение», квалификация — юрист. Доктор социологических наук. Работал в органах прокуратуры. В 2000-2017 гг. — глава муниципального образования Белореченского района Краснодарского края. Работал помощником председателя Совмина РК, заместителем главы администрации Ялты. С 6 ноября 2019 г. — глава администрации Ялты.
Одна из самых острых проблем — хаотичная застройка. Это и многоэтажные здания, которые не вписываются в архитектурный облик Ялты, и застройка дворовых территорий! Я понимаю, почему это происходит — ялтинцы хотят расширяться, чтобы сдавать свои площади в аренду отдыхающим и на этом зарабатывать. Но эта неконтролируемая застройка уродует город и создает множество конфликтных ситуаций между соседями. Я никогда не встречал такого количества жалоб соседей друг на друга, такого нежелания договариваться! 

— И что с этим делать?

— Выход один: наведение порядка в этой сфере должно касаться всех без исключения. Никаких привилегий для какой-либо категории! Тогда люди поймут правильно действия власти. Мы должны решать городские проблемы в комплексе, чтобы улучшения почувствовал на себе каждый человек. Это и строительство детских садов и школ, дворцов культуры и спорта, и ремонт дорог и фасадов зданий, решение транспортных проблем. Это — задачи на ближайшее будущее. 

   
   

— Ялта задыхается от местного и иногороднего транспорта — какими видите краткосрочную и долгосрочную перспективы решения этого вопроса?

— Задача избавить Ялту от «пробок» к курортному сезону-2020 поставлена главой республики Сергеем Аксёновым. Мы привлекли к её решению всех специалистов, имеющих отношение к транспортной сфере. 

После долгих обсуждений наметили краткосрочную программу — установку светофоров на самых проблемных перекрёстках и переходах: улицы Боткинская-Пушкинская, Московской-Киевской, Рузвельта (бывший Клуб моряков), в районе школы № 7 по улице Кирова. Кроме того планируем ограничить движение грузового транспорта и автобусов в дневное время и обеспечить подвоз товаров к магазинам в ночное время — с 24:00 до 6:00.

— А что предусматривает долгосрочная программа?

— Строительство двух подземных пешеходных переходов: на улице. Кирова, в районе школы № 7, и на Московской, недалеко от супермаркета. Планируем построить плоскостной паркинг на 300 машин на Московской и организовать перехватывающую парковку на 50 машино-мест в посёлке Виноградное.
Рассчитываю, что через 3-4 года мы перейдём в Ялте на движение на электротранспорте и на общественном транспорте, причём, для всех местных жителей он будет бесплатным! Это в какой-то мере будет стимулировать ялтинцев к поездкам на общественном транспорте. Но прежде нужно создать такие условия, чтобы люди захотели на нём ездить. 

В Ялте есть не только чудеская природа и красивые виды, но и множество десятилетиями не решаемых проблем.
Фото: АиФ/ Владислава Макарчук

Турист в сарайчик не пойдёт

— Трудно ли рядовому ялтинцу сегодня жить в «южной столице» Крыма?

— Я бы не стал так ставить вопрос о трудностях жизни в Ялте. Те, кто хочет и умеет работать, всегда найдут работу по душе, обеспечивающую достойное проживание. Другое дело, что традиционно Ялта — один из самых «дорогих» городов Крыма. Это связано в первую очередь с логистикой, доставкой продуктов и промышленных товаров. Есть также стойкое мнение, что в Ялте живут зажиточные люди, мало работающие за счёт сдачи жилья туристам. Мнение устойчивое, сложившееся ещё с советских времён. Хотя с тех пор прошло много времени, и в любой сарайчик без удобств нынешний турист не поселится. А значит, нужно предоставить отдыхающим комфортные европейские условия проживания и обслуживания. Это не так просто, как кажется.

— А если взглянуть на проблемы трудоустройства с другой стороны: где ялтинцам работать? 

— Талантливая молодежь уезжает в большие города. Те, кто остаются, могут работать или в туристической сфере, или в сфере обслуживания и торговли. А ведь раньше на территории Ялты работали предприятия — рыбзавод, пивобезалкогольный комбинат, фабрика головных уборов, молокозавод и т. д. Надо возрождать у нас экологически безопасные производства.  

Сейчас вот стоит завод по производству мороженого — инвестор не справился, проблемы с банком. А почему бы его не возродить в Ялте?  Или можно найти место для выпуска пивобезалкогольных напитков, открыть швейную фабрику или фабрику по производству той продукции, которую используют наши санатории, исходя из их потребностей! 

В Ялту готовы инвестировать, это интересный для всех город. Так что, бюджет мы можем удвоить. Нужно строить новые санатории, отели, постепенно увеличивая ёмкости номерного фонда. И одновременно думать о рабочих местах, где местные жители могли бы иметь круглогодичную гарантию адекватной заработной платы. 

— С какими вопросами чаще всего обращаются ялтинцы в администрацию города? 

— Из года в год остаются одни и те же проблемы. А значит, и вопросы прежние. Это, в первую очередь, вопросы самостроев, о чём я уже говорил. Тяжбы между соседями за «кусочек» земли, за придомовые территории. В бюджете следующего года будет заложена значительная сумма на исполнение решений по сносам, и мы возьмемся всерьёз за эту проблему. 

Часто обращаются по вопросам ЖКХ, улучшения жилищных условий и постановки на квартирный учёт. Вопросы земли и имущественных отношений тоже волнуют жителей, особенно учитывая позднее принятие Генерального плана и Правил землепользования и застройки территории. Нам придется немало поработать, чтобы привести в нормальное законодательное русло земельные и градостроительные отношения.

Фото: АиФ/ Владислава Макарчук

На осколках мечты

— Готовятся какие-то большие инфраструктурные преобразования?

— Беда в том, что за последние годы не были разработаны проекты ни реконструкции инженерных сетей, ни социальных объектов. Наша первая задача — проектирование реконструкции инженерных сетей: канализации, КОСов, ливнёвок, сетей газо-, водо-, теплоснабжения, дорог. Правительство Крыма большое внимание уделяет Ялте и ее развитию и на следующий год предусмотрел выделение 1 млрд.руб. на ремонт дорог. Но с условием, что мы научимся правильно и вовремя осваивать выделяемые средства. 

— А куда расти городу?

— Инвентаризация земли, которую мы сейчас проводим, показывает, что свободной земли практически нет. Мы сумели найти земельные участки для строительства двух детских садов и для Ледового дворца. Есть ещё несколько участков, пригодных для строительства, но обременённых договорами аренды земли, причём, недобросовестными арендаторами. По этим участкам проводится работа юридического департамента по расторжению договоров аренды.

Что касается строительства в городе: мы не будем вмешиваться в реализацию действующих проектов, если они не нарушают законодательство. Общая позиция руководства республики состоит в том, что нужно минимизировать строительство коммерческого жилья, но строить отели, гостиницы, социальное жильё. Ограничения и запреты также не касаются реновации жилья, строительства для переселения из аварийного и ветхого жилья, для льготников, учителей, врачей.  

— Проходила информация о выявлении фактов незаконного строительства, попыток самовольно занять землю и т.д. Это отдельные случаи, или системные нарушения?

— Около полутора тысяч человек, которые приобрели жилье на ЮБК в период с 2013 до 2018 года, сегодня можно назвать собственниками «несбывшейся мечты». Именно такое количество участников долевого строительства в Ялтинском регионе столкнулось с проблемой, когда их потенциальная недвижимость, в которую они вложили свои средства, попала в перечень объектов, имеющих признаки самовольного строительства. 

Дело в том, что в последние годы большое количество многоквартирных домов в Крыму было построено на землях, отведённых под индивидуальное жилищное строительство. Не предполагалось там строительство многоквартирных домов. Таким образом, при возведении жилья застройщики шли по пути наименьшего сопротивления, миниминизируя свои расходы на оформление всех необходимых разрешений, экспертиз. А также экономили на создании социальной инфраструктуры, которая должна сопровождать многоквартирные дома. В том числе — достаточного количества парко-мест, зон подъезда и разворота пожарных машин. Сейчас обманутые дольщики массово обращаются в администрацию с просьбами создать соответствующую инфраструктуру. А это зачастую невозможно из-за отсутствия свободных земельных участков.

В Службу государственного строительного надзора Крыма направлены материалы с актами проверки в отношении 67 объектов капитального строительства для принятия мер реагирования. Наша задача — не допустить возникновения новых самовольных построек, чтобы не росло количество обманутых дольщиков. 

Для этого создана комиссия по пресечению самовольного строительства и принятию решений о сносе самовольных построек, которой было  принято 43 решения о приведении земельных участков в первоначальное состояние путем сноса самовольно возведённых объектов. 

— Вы успели в Крыму подсмотреть какие-то полезные нововведения, которые пригодилось бы в Ялте?

— Был в командировке Белогорске. Мне показали недавно построенную суперсовременную школу. Там дети обходятся без учебников: каждому ребенку выдают планшеты и ноутбуки. Это очень правильное решение, так как от таскания тяжёлых учебников и тетрадей наши дети страдают от нарушений опорно-двигательной системы. Мы договорились с тем же инвестором, который строил школу, что возведём такую же в Ялте. 

И ещё. Глава республики Сергей Аксёнов был в Калининграде, где перед Олимпиадой полностью реконструировали «под старину» фасады домов на центральной улице. Мы хотим перенять этот опыт, одной из задач на ближайшее будущее у нас стоит реставрация объектов культурного наследия.
В планах — строительство выставочного зала, современного Дворца культуры и Дворца спорта, проведение капитальных ремонтов Ялтинского центра культуры, музея Леси Украинки, Массандровской детской школы искусств и Форосского поселкового клуба.

Фото: АиФ/ Владислава Макарчук

«Танки уже ушли?»

— Сколько туристов побывали в Ялте в этом году?

— Несмотря на усилившуюся конкуренцию, Южный берег Крыма традиционно остается лидером среди самых востребованных направлений по Крыму. 

По информации Министерства курортов и туризма РК, за период январь-ноябрь 2019 года в Крыму отдохнуло более 7,2 млн. туристов, что на 9,5 % выше, чем за аналогичный период 2018 года. 
При этом больше всего туристов с начала года отдохнуло на Южном берегу — 48,7% от общего количества туристов. Из всех городов полуострова Ялта остается приоритетным курортом у отечественных и зарубежных туристов. Ориентировочно Ялту посетило 2,5 млн. туристов.

— Вернёт ли Ялта славу круглогодичного курорта?

— Это одна из главных задач. Для этого есть все предпосылки. Недавно из республиканского бюджета в федеральный передано медицинское обслуживание. Создан филиал Федерального научно-клинического центра Федерального медико-биологического агентства России. Это значит, что на медицинское обслуживание в Ялте будут направлены значительные средства — и на современное оборудование, и на поддержку медицинского персонала. Надеюсь, свой медицинский потенциал сделают более современным все предприятия санаторно-курортного комплекса Большой Ялты. 
Нам надо воссоздавать горно-лыжный курорт, создавать условия для тренировок спортсменов самого высокого уровня круглогодично. Сейчас проходит глобальная реконструкция стадиона «Авангард», планируем строительство Дворца спорта, создание Академии тенниса.

— Чем ещё может привлечь город?

— Для привлечения внимания к нашему курорту в период межсезонья мы будем поддерживать проведение международных фестивалей, ранее проходивших в Ялте. А еще будем проводить новые культурные мероприятия. Например – балы! 

Я пригласил погостить в Ялте своего друга из Австрии. Вы же понимаете, что официальная дипломатия — это одно, а народная дипломатия играет более важную роль в информационной политике и в укреплении международных связей. Мой друг пробыл в Ялте неделю и был восхищён красотой курорта, дружелюбными жителями, природой и историческими объектами! А на родине ему сразу по возвращению задали вопрос: «Ну что, танки убрали с улиц Ялты?» Вот такое мнение о Крыме в Европе. И только благодаря нашим дружеским связям мы можем изменить это навязанное мнение! Так вот, мой друг рассказал, что в Вене проводится 40 балов, и предложил ввести такую традицию в Ялте. Мы выбрали два бала — бал дворников и бал охотников. Бал охотников — понятно почему. Ведь в ялтинских лесах водится много дичи, и отряд охотников в красочных костюмах, будет вполне уместен здесь. 

А вот идею бала дворников пока все воспринимают с удивлением. Хотя ничего удивительного в этом нет. Мы или идём по пути Москвы и приглашаем на такую работу жителей бывших союзных республик, или поднимаем престиж профессии. Делать это нужно, начиная с зарплаты, поиска местных жителей, которые будут добросовестно работать. Чтобы в Ялте было не так как везде, а гораздо лучше! Чтобы дамы ходили в белых платьях с кружевными зонтиками!

— Есть ли у вас в Ялте любимые места?

— Самый любимый уголок Ялты — Воронцовский дворец. Он меня покорил своей историей, архитектурой, уникальным парком.

— Сложился ли у Вас условный портрет ялтинца — чем жители этого города отличаются от других крымчан?

— Мне кажется, что типичный ялтинец — это человек, любящий свой город на грани ревности!