Групер в розыске. В Крыму объявлена награда за поимку рыбы-«иностранца»

Ихтиологи опознали рыбу как корейского окуня. © / Алуштинский аквариум. / Из архива

На днях в розыск объявили рыбу. Из «понаехавших» в Чёрное море. Алуштинский аквариум даже обнародовал сообщение о награде для тех, кто изловит и принесёт «опасного хищника». krym.aif.ru выяснили, чем не угодил этот «мигрант», и тот ли он, за кого его приняли.

   
   

Охота на «понаплывших»

Такой цены — пять тысяч рублей за одну небольшую рыбу, на крымских рынках не найти. Но групера — обитателя Средиземного моря, разыскивают не гурманы, а люди, радеющие за экологическое равновесие. Во всяком случае, именно так объяснил начавшуюся кампанию директор Алуштинского аквариума Виктор Жиленко. Он сообщил, что рыбаки принесли не одного, а «целую группу груперов». Значит, в Чёрном море действует уже не хищник-одиночка, а шайка?

«Групер способен уничтожить всю кормовую базу, а соперников в Черном море у него нет, — объяснил он. — Это тревожный сигнал для наших черноморских рыб, так как пришельцы вырастают до 50 см, а некоторые их братья до двух метров. Так что, объявляю охоту на этого незваного гостя. Каждому, кто поймает и принесёт этого хищника к нам, полагается премия 5 тысяч рублей».

Распространённое в СМИ сообщение сопровождалось фотографиями выловленных рыб. Они получили «прописку» в аквариуме.

Однако учёные, которые также узнали о поимке и награде, по снимкам разыскиваемых не опознали.

«На тех фотографиях и видео, которые мне прислали, вовсе не групер, — сообщил «АиФ-Крым» старший научный сотрудник отдела ихтиологии Федерального исследовательского центра «Институт биологии южных морей им. Ковалевского РАН» (ФИЦ ИнБЮМ) Дмитрий Куцын. — Это — рыба, принадлежащая совсем к другой группе, относится к отряду скорпенообразных. Это, скорей всего, корейский окунь — родственник нашего морского ерша».

Кстати, внешне на групера он немного смахивает. И когда в 2013 году впервые попавшегося рыбакам корейского окуня принесли в Севастопольский аквариум, его вначале определили именно как одного из представителей груперов (а это обширное семейство). Тем более, что ранее в этом же году в руки учёных попал и настоящий, выловленный в Балаклавской бухте. Но затем рыбу всё-таки идентифицировали правильно.    
   

Не он последний

Корейский окунь живёт на Дальнем Востоке. И его появлению учёные очень даже рады. Он всё чаще встречается в уловах — значит, прочно обосновался, и популяция растёт. Рыба эта может достич веса в 3-4 килограмма, растёт быстро, и имеет шансы со временем стать промысловым видом: мясо у неё вкусное.

Это примерно та же история, что и с любимым крымчанами и севастопольцами пиленгасом. В середине прошлого века его завезли с Дальнего Востока. И этот представитель кефалевых, которого ловят в Чёрном и Азовском морях, на новом месте хорошо прижился. Ну, а корейский окунь через официальные инстанции не проходил, документов не оформлял, прибыл своим ходом. И сейчас, как говорят учёные, идёт по пути натурализации. Поэтому специально охотиться за ним ни в коем случае не надо: пусть приживётся.

Группа, но не груперов. Фото: Из архива/ Алуштинский аквариум.

Кто только не прибывал к берегам полуострова своим ходом или с балластными водами кораблей! От тропической рыбы-бабочки, средиземноморского долгопёра и акулы-гоблина до ядовитой фугу. От голубого краба до тунца.

Условно всех пришельцев можно разделить на случайных гостей, которым не подходит температура и солёность Чёрного моря — и таких, кто готов обживать новую территорию. И со всеми «успешными вселенцами» происходит одно и то же. Сначала — всплеск численности и «притеснение» некоторых видов-конкурентов. Затем популяция уменьшается, и новый житель находит своё местечко в экосистеме.

Самые яркая история вселения — моллюск рапана, которая поедала икру и молодь местных моллюсков, и серьёзно подорвала их численность. Но захватническую деятельность рапана не продолжила, сейчас она — самый обычный обитатель Чёрного моря. Похожая ситуация была с гребневиком мнениопсисом, который выел кормовой зоопланктон, подорвал численность шпрота и хамсы. Но он тоже «угомонился».

«Так не бывает, чтобы какой-то вид заселился, всех сожрал, всё опустошил, — пояснил Дмитрий Куцын. — Если хищник съедает большое количество своих жертв, он начинает голодать, его численность снижается. А жертвы, напротив, лучше размножаются. Природа — саморегулирующаяся система, рано или поздно всё приходит в определённое равновесие».

А экзотические пришельцы проникали и будут проникать к нам из Средиземного моря. И о многих мы даже не догадываемся. Пока они не попадутся в сеть или на удочку.