Готский след и стопки плошек. Археологический сезон начался с сюрпризов

Коня уложили во входную яму склепа. © / Анастасия Стоянова / Из личного архивa

Всё-таки одна золотая серьга со вставкой из красного стекла, похоже, досталась мародёрам. Её пару нашли несколько дней назад в грабительском шурфе. И теперь на счету Опушкинской археологической экспедиции пятнадцать серёжек, выполненных в одном стиле и найденных в разные годы. Такие носили местные красавицы во второй половине III — IV веках нашей эры.

   
   

Археологический сезон стартовал недавно, поэтому «парад находок» только начинается. Какие из них пополнили коллекцию похожих вещей, найденных ранее на могильнике Опушки, а какие стали настоящими загадками, выяснили krym.aif.ru.

Справка
Опушки – некрополь у одноимённого села в Симферопольском районе. На его территории совершали погребения представители различных культур в I в. до н. э. — IV в. н. э. Здесь открыты позднескифские склепы с многократными захоронениями, погребения сарматской культуры, традиционные склепы для аланских племен, а также трупосожжение германской традиции. Уже изучено 450 погребений.

Странный серый кувшин

Обычный человек находку назвал бы просто: кувшин серого цвета. Обнаружили его в «двойном» склепе. Примерно в первой половине III века люди выкопали склеп с узким коридором-дромосом и совершили там погребение. А в IV веке на этом же месте похоронили мужчину, уложив во входной яме лошадь. Мародёры основательно пограбили могилу, от покойника остались голова и ноги. От его имущества — фрагмент меча, застёжка-фибула и кувшин.

Загадочный серый кувшин и остатки меча. Фото: АиФ-Крым/ Наталья Дрёмова.

В чём странность? Вся керамика, которую находят на могильнике, либо слепленная вручную местными умельцами — либо краснолаковая привозная, сделанная на гончарном круге в античных поселениях. А вот находка — из серой глины, но созданная с помощью гончарного круга, которого не знали местные жители-варвары.

«Кувшин явно приехал не с Боспора, не из Херсонеса, — рассказала заместитель руководителя Опушкинской археологической экспедиции Анастасия Стоянова. — Похожие сосуды из серой глины, с богатым орнаментом, известны в черняховской культуре. Она существовала на территории современных Молдавии, Румынии, Украины, связывают её с германцами — известными всем готами. Контакты с Крымом были через сарматов, с которыми они граничили на юге. Более того, какие-то представители черняховской культуры в предгорную часть полуострова проникали».

Но серый кувшин из Опушек внешне на «готские» сосуды не похож: те длинногорлые, а тулово напоминает вытянутый ромб. И орнамент не тот. А ручка с выступом характерна для сарматской лепной посуды. В общем, сплав каких-то завезённых и местных традиций.

   
   
Серьга найдена в грабительском шурфе. Фото: АиФ-Крым/ Наталья Дрёмова.

Эй, посуда, ты откуда?

Стопки мисок, плошек и прочей посуды, закопанных неглубоко между захоронениями, не так давно считались локальной традицией другого могильника — Нейзацкого. Тоже предгорного, существовавшего несколько веков, с погребениями разных культур. Учёные предполагали, что у представителей одной из них в IV веке н.э. возник такой обычай — закапывать на свободном от захоронений месте посуду. Пустую, скорей всего, некоторые вещи лежали перевёрнутыми: помянули умерших — и оставили.

В Опушках до позапрошлого года ничего подобного не находили. Потом наткнулись на одно захоронение посуды, на другое... В прошлом году отыскали два. Этот сезон также уже отмечен стопкой посуды.

«И теперь можно говорить, что это — некая закономерность не только для Нейзаца, но и для Опушек, — пояснила Анастасия Стоянова. — И люди, хоронившие там близких, объединены одной археологической культурой, она получила имя «нейзацкая». От Белогорска до Севастополя есть могильники III-IV веков с погребениями людей с близкими культурами».

Очень много бус

В одном из детских погребений обнаружено ожерелье из мелких бусин. Там же — большая бусина, из зелёного стекла и ещё одна — длинная, с бело-жёлтыми фестонами.

Бусы — керамические, стеклянные, янтарные, сердоликовые, гагатовые, из египетского фаянса, находят в больших количествах. Формы их разнообразны, встречаются в детских погребениях бусины в виде виноградной грозди, амфор, египетских божков и даже... фаллосов — возможно, они служили амулетами.

Разнообразие бус из могильника Опушки. Фото: Из личного архивa/ Анастасия Стоянова.

Анализ стекла ведёт в Восточное Средиземноморье — Сирию, Месопотамию, Египет. Оттуда товар или сырьё (через центры производства) доставлялись в Крым.

Изобилие бусин — в женских могилах. Вероятно, наряд, расшитый по подолу определённым набором бусин в сине-зелёно-бело-жёлтой гамме — а это килограмма полтора — готовился именно как погребальный.

Кстати

Одна из крымских загадок — исчезновение людей позднескифской культуры. От них остались «многонаселённые» склепы, которые использовались долгое время. Археологи в таких находят десятки, а то и более сотни костяков. И вдруг в середине II века эта традиция исчезает.

А через 40-50 лет появляются новые склепы с узкими «коридорами», в которые протаскивали покойников — по 5-6 человек в один ярус, вещи и «разобранных на части» коней. И складывается даже не гипотеза — а пока осторожное предположение: не стали ли строители «новых» склепов причиной исчезновения поздних скифов? Могло ли пришлое население истребить их? Допустим, процесс начался в середине II века, а к середине III все позднескифские поселения в Крыму погибли. Или пришельцы вытеснили прежних хозяев территории. Или, что менее вероятно, настолько быстро ассимилировали, что люди позднескифской культуры всего за одно поколение сменили свою погребальную традицию.