Разлив нефтепродуктов в результате крушения танкера в Керченском проливе сразу приобрёл масштабы экологической катастрофы. Гонимые ветром сгустки в тот же день волнами начало выносить на пляжи Краснодарского края и Крымского полуострова. Множество птиц, испачканных мазутом, пытались выбраться на берег. В районе Анапы стали находить мёртвых дельфинов, вымазанных чёрной жижей. Но это только видимая часть ущерба, нанесённого Чёрному и Азовскому морям.
О том, какие ещё обитатели морских глубин пострадали в результате катастрофы, и как людям обезопасить себя от отравления химикатами, рассказывает «АиФ-Крым».
Моллюски в безопасности
Из-за низких температур большая часть разлившегося мазута ушла под воду. Какое-то количество опустилось на самое дно, в малообитаемый сероводородный слой, и уже никогда не вернётся на поверхность. Но основная масса нефтепродукта, плотностью почти не отличающегося от морской воды, осталась на плаву, то погружаясь, то снова выходя на поверхность. Мазутный шлейф уже протянулся от восточного до западного побережья Крыма. Сначала пятна обнаружили в Керчи, затем загрязнение стало распространяться дальше, словно эпидемия какого-то заболевания: испачканных в мазуте птиц стали находить в Феодосии, Судаке, Алуште, Ялте, Севастополе. Ядовитым сгусткам удалось обогнуть южную оконечность полуострова и теперь их находят даже в Евпатории.
Конечно, эта катастрофа не может пройти бесследно для обитателей морских глубин. В начале января СМИ сообщали о трёх десятках дельфинов, погибших из-за крушения танкера, и выброшенных морем на краснодарский берег. И хотя в Крыму, как сообщили «АиФ-Крым» в «Центре изучения, спасения и реабилитации морских млекопитающих «Безмятежное Море», погибших от контакта с мазутом дельфинов на порядок меньше, рыба, выловленная в загрязнённых мазутом регионах, может попасть на прилавки местных рынков, а затем, и на столы крымчан. Кроме того, у берегов Крыма в последнее время появилось немало устричных и мидийных ферм, продукция которых уходит и в отдалённые регионы.
Депутаты Госдумы уже направили запрос в Министерство природных ресурсов РФ с предложением ограничить вылов рыбы в акватории крымского полуострова. Как сообщили «Известия», инициировал это обращение вице-спикер Госдумы Борис Чернышов. По его мнению, дары моря, отравленные нефтепродуктами, могут быть опасны для здоровья.
«Морепродукты, рыба, моллюски способны накапливать в своих организмах токсичные вещества, что делает опасным употребление их в пищу, если воды их обитания были загрязнены. Особенно уязвимы двустворчатые моллюски, которые сохраняют загрязняющие элементы на протяжении всей своей жизни», — подчеркнул Чернышов.
Однако насчёт моллюсков пока беспокоиться не стоит. В Министерстве сельского хозяйства Крыма нас заверили, что проблема загрязнения мидийных хозяйств пока не коснулась.
«На сегодняшний день данная проблема (загрязнение мазутом, — ред.) ещё не коснулась мидийных хозяйств. Тем не менее, ведётся постоянный мониторинг за их состоянием», сообщили «АиФ-Крым» в пресс-службе ведомства.
Рыбу покупать можно, но осторожно
С рыбой ситуация сложнее. Мазут не растворяется в воде и может плавать годами, пока его не выбросит на берег или не соберут с поверхности воды спасатели. Основной объект промысла рыболовов зимой — хамса. И проверить каждую пойманную рыбку: не съела ли она опасную субстанцию — невозможно. Во время прошлой подобной катастрофы в 2007 году ограничения на лов не было, но были введены дополнительные правила: например, рыболовным судам, ведущим промысел в акватории Краснодарского края, запрещали брать в трюмы рыбу вместе с морской водой. Приходилось перегружать её на поддоны вручную, что значительно удорожало добычу. Однако народ всё равно недоверчиво относился к свежей рыбе — по воспоминаниям очевидцев, даже с учётом значительного снижения розничной цены покупать её не спешили.
Сегодня, помимо надзорных ведомств, за экологической ситуацией в Черном море внимательно следит и Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ), сообщает «КП».
Как рассказал изданию президент ВАРПЭ Герман Зверев, траулеры, добывающие хамсу в районе Керченского пролива, покинули акваторию за сутки до начала злополучного шторма.
«С того момента промысел ведется в районе города Севастополь на значительном удалении от береговой черты, — заверил глава ВАРПЭ. — И тем не менее, сейчас каждая партия произведенной рыбопродукции, доставленной в порт Севастополя, проходит дополнительные исследования на соответствие физико-химическим и радиологическим показателям безопасности».
Также в ВАРПЭ заверили, что рыбный промысел в районе Керчи сейчас не ведётся.
«По информации рыбопромышленников Крыма и Севастополя, текущая обстановка в районе кораблекрушения не позволит вести промысел ближайшие месяцы. Только после дополнительных исследований, подтверждающих безопасность промысла, рыбаки рассмотрят вопрос о возобновлении работы в этой акватории. Мы рассчитываем, что данные мониторинга эпизоотической и экологической безопасности акватории Керченского пролива и других прилегающих районов промысла в Черном море будут размещены в открытом доступе. То же касается данных о проведенных исследованиях безопасности рыбопродукции», говорится в сообщении ассоциации.
В общем, можно смело утверждать, что покупать и употреблять в пищу рыбу и другие морепродукты, добытые в акватории Крыма безопасно, но при соблюдении важного условия: рыбную продукцию можно приобретать только у официально зарегистрированных продавцов, которые могут предъявить комплект ветеринарно-сопроводительных документов. Покупка рыбы «с рук», конечно, выйдет дешевле, но качество такого продукта никто не гарантирует. Это касается и свежей рыбы, и уже обработанной — копчёной и консервированной.