Детки с сюрпризом. Один день в подразделении по делам несовершеннолетних

Иногда преступления, которые совершают дети, рациональному объяснению не поддаются. Воруют, например, и дети из богатых семей © / Пресс-служба УМВД России по Омской области

От выпивки до убийств

Полицейский отдел Киевского района в Симферополе. Я шёл сюда, мысленно рисуя себе портреты несовершеннолетних нарушителей — эдакие «оторви да выбрось», мальчишки с уличной бравадой, дерзкие и отчаянные. И где они? На стуле сидит существо почти ангельского вида, поглядывает из-под ресниц, вздыхает… Разве такой может совершить преступление? 

   
   

Может. Новичок порой «прикрывает» более опытного. Выпущенные из полиции, юные правонарушители выяс­няют, следовал ли напарник «понятиям». Но все они, как правило — не из преступного мира.

«Единственное тяжкое преступление, совершенное ребенком в нашем районе — убийство, — рассказывает Елена Куценко, старший инспектор по делам несовершеннолетних. — Отец десятилетней девочки накинулся на мать, дочка, схватив нож в руки, вступилась за нее. Борьба закончилась ранением и смертью отца. Если проблемы в семье решают физической силой, то и ребенок тоже применяет физическую силу».

Если проблемы в семье решают физической силой, то и ребенок тоже применяет физическую силу

Но, говорит Елена Куценко, поразил её вовсе не этот случай. Запомнилась история с семилетней девочкой, которую совращал долгое время 60-летний дед. 

«Мы выявили 22 эпизода, девочка ходила в гости к пенсионеру, — вздыхает она. — Это длилось очень долго, а ребёнок боялся кому-то признаться. Самое обидное, что соседям было всё равно. Все они видели маленького ребенка, который, как на заклание, приходил к дедушке, у которого и внуков то и не было»

Увы, принцип «моя хата с краю» жив: люди, даже если видят что-то подозрительное, боятся сообщить в полицию.

   
   

Иногда преступления, которые совершают дети, рациональному объяснению не поддаются. Воруют, например, и дети из богатых семей — и их ровесники, которые живут с пьющими родителями, нечасто едят досыта. Некоторым просто хочется адреналина, они его получают, вместе с заведённой на них карточкой или делом в полиции.

Не так уж редко «пример» показывают взрослые, превращая жизнь своего сына или дочери в непрекращающийся кошмар.

Не так уж редко «пример» показывают взрослые, превращая жизнь своего сына или дочери в непрекращающийся кошмар. И всё равно каждый раз, когда такого ребёнка приходится изымать из семьи, он умоляет оставить его дома, пусть даже свежи еще синяки и воспоминания о побоях. «Какая бы ни была мать все равно дети держаться ее, — замечает Елена Куценко. — Не хотят дети даже от таких уходить, когда мы приходим исполнять решение суда, видим слёзы. Дети горой стоят за мать. На это сложно смотреть. Хотя однажды сами дети попросили: «Заберите нас». Их жизнь действительно была страшной. Представьте, ребёнку три года, а он сам ищет на кухне, что можно хоть как-то приготовить. Иногда эти дети оставались одни, запертыми на несколько дней без еды».

Некоторым подросткам просто хочется адреналина, они его получают, вместе с заведённой на них карточкой или делом в полиции. Фото: Пресс-служба УМВД

Ромео и Джульетта

Работа инспектора по делам несовершеннолетних начинается с планёрки и получения заданий. Они — и на рабочем месте, и на участке, и в школе с обязательными беседами о вреде спиртного и последствиях таких возлияний. Дети, конечно, слушают скептически — но кто-то, возможно, потом вспомнит слова женщины в форме, и убережется от беды. 

День обещал быть сегодня спокойным, все правонарушители отметились вчера, работы на сегодня много не ожидали. Но тишину в кабинетах нарушает семейная драма. У девочки-подростка — любовь, с парнем, который старше её на пять лет. Мать и отец решили вмешаться. Теперь парню предстоит отвечать перед законом, хотя «любовь» была по обоюдному согласию.

В здание заходит заплаканная девушка. По растерянным глазам понятно, что одни только серые стены и старые лестницы на нее наводят страх. Вступают в работу инспекторы, женщинам удается сгладить обстановку. Кстати процент женщин в подразделении по делам несовершеннолетних заметно выше, чем, например, в уголовном розыске. С девушкой получается найти общий язык. Теперь главное — предоставить подростку возможность самостоятельно оценить ситуацию, осознать позицию родителей, решить, что для всех будет лучшим выходом. Давить и требовать нельзя — это нужно объяснить и маме с папой, иначе после визита в полицию можно получить большие проблемы в виде побега из дома или суицида. Поэтому в деликатных случаях — деликатный подход.

За стопками бумаг — большие и маленькие трагедии, иногда — истории о чудовищной жестокости взрослых и не менее страшных поступках детей.

Лишь со стороны работа инспекторов кажется лёгкой: вот они, стопки бумажных дел: с каждым разобраться — и всё. На самом деле, за бумагами — большие и маленькие трагедии, иногда — истории о чудовищной жестокости взрослых и не менее страшных поступках детей.

Смотрите также: