«Взгляд» сквозь землю. С помощью чего находятся древние поселения в Крыму

Татьяна Смекалова / Из личного архива

Это сейчас здесь просто степь. А больше трёх тысяч лет назад возле полуземлянок сновали люди. Хозяйки хлопотали у очагов. Пастухи загоняли на ночь овец и коз в большие загоны с каменными стенками. Время не оставило на поверхности земли никаких следов жизни древних скотоводов. Но их всё равно можно «увидеть». 

   
   

11 февраля отмечается Международный день женщин в науке. Заведующая отделом естественнонаучных методов в археологии НИЦ истории и археологии Крыма КФУ Татьяна Смекалова открыла тысячи новых памятников полуострова. Поселений, древних угодий, курганов, могильников, гончарных печей.

Досье
Татьяна Смекалова родилась в 1957 году в посёлке Багерово под Керчью. Закончила сначала физический, а затем исторический факультет Санкт-Петербургского госуниверситета. В науке выбрала направление применения естественнонаучных методов для решения археологических задач. С 1992 г. активно применяет метод магнитной разведки. Доктор исторических наук.

След человека

Оказывается, люди оставляют почти вечные «следы». Спустя века и тысячелетия можно отыскать места, где они держали скот, где выбрасывали осколки посуды, готовили пищу. Когда глина обжигается при высоких температурах, то небольшое количество железа, которое содержится в земле, переходит из немагнитной формы в магнитную. Обожжённая глина — сильное магнитное вещество, этот материал самый массовый среди всех археологических находок. Такие крупные аномалии могут быть, например, печью для обжига керамики. «Провалы» в слабомагнитной среде указывают на то, что здесь есть остатки какого-то строения. А вот слабомагнитная аномалия может оказаться входом в склеп, заполненным землей — можно заметить, что земля, пусть и очень давно, была потревожена

Навоз животных разлагается, «намагничивая» частички почвы. На поле, где две тысячи лет назад трудился пахарь, под постоянным воздействием тёплого сухого и влажного холодного времён года, аккумулирует сносимые сюда частички почвы. И место становится более «намагниченным», чем целина.

И всё это прибор для магниторазведки видит их как отклонения от естественного магнитного поля. 

Первая экспедиция, где Татьяна Смекалова применила магниторазведку, была в Херсонесе. Потом приходилось работать и в горном Крыму — там исследовали керамические центры: места, где изготавливали керамику не только для собственных нужд, но и для продажи или обмена.

   
   

…На могильнике, что на горе Чатырдаг когда-то хоронили своих близких древние германцы. Они сжигали тело, а прах помещали в глиняные горшки. В могилу укладывали орудие и железные орудия труда. Но на этом древнем кладбище располагался… свинарник. Понятно, что никто не дал бы его сносить ради изучения памятника. К тому же там оказалось довольно много современного железа — и в земле, и на поверхности, поэтому карту магниторазведки составлять было очень трудно. При расчистке территории нашелся небольшой кошелек XIX века с монетами, а также железный топор III-IV века н.э. Но, не трогая построек, удалось все-таки нанести на карту места вероятного расположения могил — приборы смогли «почувствовать» расположение керамических урн с останками.

Западный Крым на много лет стал для Татьяны Смекаловой местом, где было сделано множество открытий. «Это моё главное научное увлечение последних десятилетий, — признаётся она. — Здесь археологические памятники имеют наилучшую на всём полуострове сохранность. Мы разработали комплексную методику разведок. С применением космических снимков и аэрофотографии — и магнитометрии. И такой симбиоз с 2017 года дал нам возможность выявить более 120 новых поселений эпохи поздней бронзы и раннего железного века.  Так, при помощи магнитной съемки и космических снимков в северо-западной части Крыма были обнаружены несколько античных виноградников, разбитых неподалеку от херсонесских усадеб IV в. до н.э.».

Внимание и опыт

Особенно хорошо магниторазведка показывает себя там, где поселение однажды возникло, а потом погибло или было оставлено, а на руинах так и никто не пожелал обосноваться. 

Приборы выявляют самую настоящую мечту археолога — древние помойки, которые принято называть хозяйственными ямами. То, что выбрасывали жители древних поселений, может рассказать о многом. Например, что ели (и даже как готовили еду), какая посуда была в обиходе, и насколько ею дорожили. Ведь можно сразу выбросить треснувший горшок, а можно попробовать его скрепить и использовать. Взятые в такой яме пробы остатков растительности, спор, пыльцы, сообщат немало о растениях, которые использовали (или которые просто росли) в то время. 

Магниторазведка требует точности, внимания и огромного опыта. Хотя у самого искушённого исследователя бывают ошибки. Татьяна Смекалова считает, что и они свой вклад в копилку наработок вносят. Например, во время работы на могильнике «Заветное-5» в Восточном Крыму, составленные карты магнитного поля были характерны для древней гончарной печи. Тем более, что рядом были обнаружены обломки бракованной черепицы. А во время раскопок выяснилось, что здесь… остатки железобетонного ДОТа времён Великой Отечественной войны. Оказывается, плиты укрытия дают точно такую же «магнитную картинку», как гончарная печь.

Кстати, приходилось сталкиваться и с «эхом войны», тоже на Керченском полуострове. В 90-х годах Татьяна Смекалова исследовала Узунларский вал. Учёные пытались выяснить, является ли холм в его начале курганом или началось древней линии обороны. И вдруг обнаружили целый склад боеприпасов! Дальше копать там пришлось специалистам по разминированию.

Не только в Крыму у Татьяны Смекаловой была возможность сделать интересные открытия. Она побывала на раскопках в разных уголках мира. Во время исследования храма в Файюмском оазисе в Египте, обнаружилась необычная магнитная аномалия. Выяснилось, что её источником был римский меч с навершием из слоновой кости, датируемый вторым веком до нашей эры. 

В Норвегии Татьяна Смекалови искала старинную церковь, которую когда-то раскопали, а потом… забыли где она. При помощи магниторазведки удалось обнаружить еще и подземный ход, который предположительно вел от церкви к находящийся неподалеку небольшой средневековый замок.

Впрочем, в Крыму работы полным-полно. 

Такие исследования могут даже подкорректировать историю. Например, до недавнего времени считалось, что до прибытия в Северо-Западный Крым поселенцев из Древней Греции, здесь были пустующие земли, куда заглядывали скифы-кочевники. «А мы выявили многочисленные поселения местных осёдлых земледельческих племен, населявших степи к моменту греческой колонизации», — отметила Татьяна Смекалова. 

Магниторазведка незаменима не только там, где уже идут раскопки, но и под застройкой городов и сёл. Там, где знание о подземных сюрпризах позволит ученым подкрепить или опровергнуть какие-то теории, выдвинуть новые гипотезы. Пусть даже эти находки нельзя будет откопать или потрогать — эти знания тоже очень важны. И потом, нужно же оставить что-то на будущее, детям и правнукам — когда можно будет изучать прошлое, не трогая и не разрушая памятники.