В этом году со школой попрощаются около десяти тысяч крымских одиннадцатиклассников, которые планируют поступать в вузы. И, как это повторяется из года в год, будут штурмовать гуманитарное, юридическое и экономическое, направления в вузах.
Падение интереса наших школьников к специальностям, где требуются естественные и точные науки, началось не вчера. Но именно сейчас обозначается яркий контраст между запросами рынка труда, подготовкой специалистов и самой способностью осваивать необходимые предметы в школах, а затем в вузах.
Всё вернётся?
В Севастополе, где ситуация похожая, пару недель назад губернатор Михаил Развожаев и президент Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук подписали соглашение о сотрудничестве в научно-технологической и образовательной сферах.
«В пяти школах появятся курчатовские классы с соответствующим оборудованием и компетенциями. Это позволит нашим школьникам существенно усилить свои знания в точных и естественных науках. Мы очень рассчитываем, что это повлияет на результат ЕГЭ», — заявил Михаил Развожаев.
В этом году, по информации пресс-службы Минобразования, естественные науки для ЕГЭ выбрали около 5000 выпускников. Химию будут сдавать 1094 человека, географию — 397, физику — 1139, биологию — 2212.
В предыдущие годы стобальники ЕГЭ по естественным наукам были приятным исключением. Например, в 2020-м было 13 «чемпионов» по русскому языку и 7 по литературе. По химии и физике — по одному.
В среднем — не очень…
Достижения российских школьников на международных естественнонаучных олимпиадах вовсе не означают, что проблемы с преподаванием и освоением этих предметов нет. Да, в прошлом году дети привезли две серебряных и золотую медали с международной химической олимпиады. Да, четыре золотых и две серебряных награды завоёвано на международной олимпиаде по биологии, и пять золотых — по физике.
А базовые знания в этих науках отсутствуют у каждого пятого школьника…
Причины такой ситуации экспертами давно обозначены. Первая связана с размерами населённого пункта и базой, которую может предоставить школа. Вторая — с самим преподаванием, где практика ущемлена в пользу теории. Третья — «культурный каптал» конкретной семьи: уровень образования родителей и их возможность активно участвовать в освоении предмета школьником.
И, кстати, ситуация могла бы быть ещё хуже. Если бы в Крыму «упустили» с советских времён налаженную систему внешкольного обучения. А именно она раскрывает возможности, заинтересовывает и стимулирует желание заниматься естественными науками.
По словам декана факультета биологии и химии Таврической академии КФУ Сергея Котова, с каждым годов приезжает всё больше и больше «материковых» абитуриентов. Именно они занимают места, которые не хотят и не могут заполнить крымчане.
«География очень широкая. К нам поступают выпускники из средних школ и колледжей, расположенных в разных точках страны», — сообщил декан.
Интерес к точным наукам у крымских школьников, нынешних и будущих абитуриентов, выше, чем к естественным. Математику в этом году будут сдавать 3702 человека.
Её часто выбирают те, кто хочет связать свою жизнь с программированием. «Как показывает опыт, многие студенты, поступая на математику, мало понимают в химии и биологии. При этом, процент увлеченности студентов здесь гораздо выше, чем, например, на экономике», — рассказал ответственный секретарь приёмной комиссии КФУ Алексей Гусев.
Объективно конкурс на точные и гуманитарные науки небольшой — ниже, чем в среднем в университете: 3-4 человека на место. Средний университетский — около 6 претендентов на место. Зато процент трудоустройства намного выше, почти стопроцентный. Выпускник факультета «Математики и информатики» Ростислав Штанько рассказал, что работу нашёл на четвёртом курсе. И работает в этом же месте уже более 6 лет.