Ты — мне, я — тебе. Как Крым находит торговых партнёров

Наталья Дремова / АиФ

Санкции, пандемия коронавируса и последовавшее за ней закрытие границ — не помеха для предпринимателей. Крымские товары продолжают завоевывать мировые рынки. Травяной чай, кондитерские изделия, мороженое по достоинству оценили китайские покупатели, а крымская косметика из натурального сырья порадует женщин стран Востока. 

   
   

Для крымчан просто находкой стала реализация нацпроектов «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и «Международная кооперация и экспорт».

Кстати
По последним данным Южного таможенного управления, за первый квартал 2021 года экспорт Республики Крым составил 8,6 млн долл., на страны дальнего зарубежья 1,2 миллиона долларов, на страны СНГ — 7,4 миллиона долларов. Ведущими торговыми партнерами в экспорте были Беларусь, Украина, Китай, Казахстан, Узбекистан, Армения. Товарная структура экспорта республики в основном представлена (в порядке убывания стоимости): продовольственными товарами и сырьем для их производства (46,4 %), продукцией химической отрасли (36,4 %), машиностроительной продукцией (13,9 %).

Чудо на палочке

Малым и средним предприятиям региона помогает выходить на мировые рынки Южный Региональный Центр поддержки экспорта.  При его содействии в этом году шесть малых предприятий в сфере туризма, косметики, промышленности и виноделия заключили экспортные контракты с Китаем, ДНР, Беларусью, Арменией. 

Стратегические партнеры Крыма в экспорте — страны СНГ (Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан, Украина), из стран Дальнего зарубежья — Индия и Китай. Среди перспективных направлений — страны Латинской Америки, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки. Предприниматели готовятся заключить контракты с Эфиопией, Бенином, Того. На столах жителей Африки вскоре появятся крымские овощные консервы. 

В основном, из республики везут за границу продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё, продукцию химической промышленности, машины и оборудование. 

Крымский экспорт любит тишину, утверждают специалисты. Поэтому, чтобы не навредить производителям — ведь полуостров под санкциями, мы не будем называть предприятия, а просто расскажем их истории успеха. 

   
   

Несколько лет назад крымский производитель мороженого отправил в Китай первую партию своей продукции. Сегодня у предприятия с Поднебесной долгосрочный контракт. Зачем китайцам крымское мороженое? Жители КНР в большинстве своем — консерваторы, а качеству продуктов уделяют особое внимание.  А крымское мороженое соответствует ГОСТам: начиная от палочки и заканчивая упаковкой. 

Китайские предприниматели приехали в Крым, посетили завод, и остались довольны составом этого холодного лакомства и условиями его изготовления. Китайский рынок огромный, а спрос на натуральную продукцию из России там стабильно высокий. Предприятие уже экспортировали более 20 тонн мороженого. Предпочтения китайцы отдают десерту с шоколадной крошкой, с орешками и лимонному пломбиру. 

Душистые планы

Вызывает интерес у иностранцев и крымская натуральная косметика из местного сырья (эфирные масла розы и лаванды, экстракты трав, глина, лечебные грязи Сакского озера, морская соль и т.д).  Сегодня на полуострове существует несколько десятков производителей товаров для красоты. Среди них как мелкие предприятия с несколькими товарными позициями, так и компании с почти вековой историей и традициями. И в ассортименте у них весь спектр средств для ухода за кожей и волосами: пенки для умывания, скрабы, бальзамы, гели, бессульфатные шампуни, маски, кремы и жидкое мыло.

Ещё семь лет назад косметический бизнес в республике был сезонным, объёмы производства и продаж напрямую зависели от успешности курортного сезона. 

Но после 2014 года ситуация кардинально изменилась. Благодаря росту поставок в регионы РФ и увеличению дилерской сети спрос на крымскую натуральную косметику сохраняется практически круглый год. 

Предприятия расширяют ассортимент, модернизируют производство и выходят на зарубежные рынки. Крым увеличивает плантации розы и лаванды, наши эфиромасличные культуры еще в советское время славились на весь мир. И косметические уходовые средства на основе эфирных масел по качеству не уступают известным европейским брендам. 

Подписан договор между комбинатом и крупнейшим сирийским дистрибьютором. Отправлять на Восток планировали крем, тоники, душистую воду и гидролат розы. В первом квартале 2020 года производитель должен был сделать первую поставку. Но мировой экономический кризис и пандемия внесли свои коррективы, по просьбе заказчика сроки поставок пришлось перенести. Но от контракта стороны не отказались. 

По информации заместителя председателя Совмина РК — министра сельского хозяйства Андрея Рюмшина, с начала 2021 года объем экспорта сельхозпродукции из Крыма составил 10,21 млн долларов США. 

В структуре внешней торговли Крыма особое место занимают страны СНГ. Один из крупнейших партнеров — Казахстан.

По данным Южного таможенного управления, Казахстан в 2020 году вошел в первую пятерку стран, импортирующих товары из Республики Крым — 6,3 процента всех зарубежных поставок региона. В основном крымские компании поставляют в Казахстан алкогольные и безалкогольные напитки, мясо птицы, готовые продукты из мяса и рыбы, кондитерские изделия, продукцию машиностроения и химической отрасли. В последние годы этот перечень расширяется. Так, экспорт в республику наладили производители электротехнической продукции и сварочного оборудования.

«В 2019 году мы экспортировали в Казахстан товаров на 10 миллионов рублей, в 2020-м — уже на 19 миллионов. Надеюсь, экспорт и дальше будет увеличиваться», — говорит коммерческий директор симферопольского предприятия Георгий Агаджанян.

Продолжают завоевывать казахстанский рынок крымские производители косметических средств, кондитерских изделий, чая и вина.

Лапки тоже требуются

Крымский травяной чай уже не редкость в супермаркетах Китая. Экспортом компания-производитель начала заниматься в 2014 году, первые поставки были в Белоруссию и Казахстан. Помимо этого, ведутся переговоры с дистрибьюторами и торговыми сетями ОАЭ. В Арабские Эмираты повезут травяные напитки в стеклянной таре. В основе смеси - крымское сырье (мята, мелиса, лаванда и другие травы), которое предприятие закупает у фермерских хозяйств.

Ну, и вкус крымских сладостей знают уже во многих странах мира. Объем экспорта одной из местных кондитерских компании за последние годы составил более 20 миллионов рублей! И это не предел. 

В этом году Крым посетила делегация из КНР, китайские партнеры выкупили на полуострове годовой объем производства субпродуктов из птицы — куриных лап, голов и шей. В китайской кухне эти части птицы считаются деликатесом и пользуются повышенным спросом. Именно крымская продукция соответствует высоким требованиям стандартов КНР. 

Перспективно сотрудничество и в сфере экспорта туристических услуг. Китайские туристы готовы ехать в Крым ради воздуха. Поднебесные города очень загазованные, покрыты смогом. Климат, природные красоты, памятники истории, гастротуризм и винный туризм — это наша история успеха в туротрасли, считают эксперты. 

Продукция машиностроения, созданная по технологиям, доставшимся нам еще от Советского Союза, и с использованием новых разработок российских и крымских инженеров, безусловно, пользуется повышенным спросом на мировых рынках.  

В перспективе местные производители намерены поставлять в Сирию муку, отруби, подсолнечное масло и мясо птицы. А после реализации на полуострове нескольких инвестиционных проектов, не раньше 2021 года, экспортировать в эту страну рыбу и рыбные консервы

Справка
2020 год в сфере экспорта прошел под знаками цифровизации и электронной коммерции. Эта актуально и в 2021 году. Специалисты Центра для представителей бизнеса проводят видеоконференции с официальными представителями китайской электронной торговой площадки по вопросу возможности размещения крымских предпринимателей на маркетплейсе, онлайн-встречи с торгпредами разных стран, организуют бизнес-миссии с участием на продовольственных выставках. Центр финансирует расходы на аренду выставочных площадей, застройку стенда, регистрационные сборы, поиск и подбор потенциальных покупателей.