Турист всегда прав? Отдыхающие малюют на скалах и ругаются с отельерами

Владислава Макарчук / АиФ

С мая по октябрь Крым всегда жил под девизом: «Больше, больше, ещё больше!» Успешность каждого курортного сезона по сей день измеряется количеством приезжих. Стоит сказать, что многие из них правы, когда критикуют крымский сервис, цены и многое другое. Но и сами порой не лучшим образом относятся к месту, где отдыхают.

   
   

Следы на скалах

Мусор — да. За залежи «летнего мусора» по бухтам и привлекательным для «дикого» отдыха местам побережья, ответственность крымчанам следует разделить с «материковыми» курортниками. 

«Можно сказать, что стали больше мусорить, я разговаривал с коллегами из других регионов, и они сталкиваются с теми же проблемами, — отмечает крымский гид, действительный член Русского географического общества Иван Коваленко. — Люди приезжают со всем своим — продуктами, необходимыми вещами (в том числе разового использования), устраиваются на побережье с палатками. А потом всё ненужное просто выбрасывают, оставляют на месте мусорные кучи, даже не позаботившись о поиске контейнера».

Более странными выглядят разнообразные самодеятельные акции, которые устраивают приезжие. Недавно в соцсетях обсуждали двух туристок-художниц из Мурманска. Они путешествовали по Крыму и… оставляли крупные надписи на скалах. В фоотчётах, посвящённых этому своему вандализму, ещё и радовались: вот, мол, как «наследили» по всему Крыму! Негативная реакция на эту наскальную живопись, правда, туристок впечатлила настолько, что одна из них, Вероника Вологжанникова даже обратилась с открытым письмом. Она объясняла концепцию своего проекта и заверяла, что рисунки, сделанные темперой, сами сотрутся через какое-то время. Но художница, «самовыражаясь» явно не думала об эффекте «Кисы и Оси» — когда рядом с уже сделанной надписью в считанные дни и недели возникает множество новых. Помните, ведь идея запечатлить имена на скалах Остапу Бендеру пришла после того, как он увидел множество «автографов». 

А севастопольцев очень удивил неизвестный турист, который свой автомобиль припарковал… на крыше командного пункта береговой батареи № 623. Не смутило туриста ни само сооружение — памятник истории, ни табличка на нём.

«Понятно, что туристы другие начали ехать, — говорит Иван Коваленко. — Приезжие с хамским, пренебрежительным отношением к местным традициям, обычаям, достопримечательностям, встречаются абсолютно везде. Но чаще я замечал больше конфликты, когда система отношения к туристу давала сбой —  чаще это реакция на хамство с другой стороны». 

   
   

Скандал и преференция

Вот по поводу жалоб на сферу услуг — разговор особый. Нарекания от туристов часто имеют под собой основания. Но ведь бывает и наоборот. 

«На отдых приезжают самые разные люди, некоторые ведут себя неадекватно, — рассказала председатель Ассоциации малых отелей Крыма Наталья Пархоменко. —  Скандалистов обычно 5% из общего потока, их видно при первых минутах общения. Они ведут себя вызывающе, кричат там, где можно, просто поговорить. Или требуют какого-то особенного к ним отношения, просто потому что хотят этого. Часто это люди неуровновешеные, или они пытаются выместить свои неудачи нападками на обслуживающий персонал. Игнорировать это нельзя, но предлагать какие-либо дополнительные услуги или компенсации нельзя. Существует такая категория: туристы-аферисты, которые стараются выторговать себе преференции или скидки вызывающим поведением». 

Существуют правила, права и обязанности отельеров, с которыми должен быть ознакомлен постоялец. А если, что-нибудь случилось, то владельцу легко отстоять свою правоту в суде. Более того, каждый отельер может выселить отдыхающего, грубо нарушающего правила пребывания. В этом ему поможет или охрана или полиция. 

«Если бы не строгие правила, процент вандализма и хамства, конечно же, вырос, — уверена Наталья Пархоменко. — К примеру, в прошлом году гость подал в суд на владельца отеля, за то, что в кране течет техническая вода, а не пригодная для питья. В принципе, если есть доступные кулеры, то вода в кране не обязана быть питьевой. Это разрешено. Турист был оповещён об этом, были заключения санэпидстанции о качестве этой воды. Она из скважины и немного солоновата. Естественно, суд он проиграл». 

Почему-то самые дешёвые места, где принимают гостей, нередко ассоциируются со сложными в общении клиентами. Но владелица хостела в Судаке Наталья Кириченко уверяет: всё в точности наоборот.  «Многие в хостелах останавливаются потому, что им нравится общение и атмосфера, — делиться она. — Приезжают как люди с достатком, так и те кто ищет варианты подешевле. В хостелах останавливаются не социопаты. Наши клиенты все доброжелательные». 

По её словам, владельцы жилья в частном секторе, предлагая цены ниже, чаще выслушивают претензии от отдыхающих. Просто потому, что не определён жёстко набор услуг и не прописаны условия проживания, с которыми турист мог бы ознакомиться ещё до поездки. А так он представляет тихий домик в пяти минутах ходьбы от моря — а приезжает в густо заселённый старый дом с общим туалетом во дворе.

Крымчане, имеющие дело с туристами, считают, что сезон получился неплохим: во всяком случае, спрос на отдых эконом-класса был высоким. А счёт по претензиям туристов и принимающей стороны всё-таки пока не в пользу хозяев.