Таблетка от паники. Есть ли в Крыму дефицит лекарств

В Крыму существует нехватка препаратов для онкобольных. © / pixabay.com

Весной крымчане лихорадочно принялись скупать лекарства впрок. Да так, что в аптеки еле успевали подвозить самые востребованные препараты. Люди испугались, что из-за санкций прекратятся поставки из-за границы. Затем ажиотаж вроде бы ушёл, но всё-таки за некоторыми лекарствами приходится побегать. Какова ситуация сейчас, узнавали krym.aif.ru.

   
   

Слабое звено

Недавно глава Крыма Сергей Аксёнов озвучил такой факт: в Крыму существует нехватка препаратов для онкобольных. И есть сложности с лекарствами для диабетиков. «По импортозамещению у нас есть проблема по 32 наименованиям льготных лекарственных препаратов».

Тем не менее, если сравнивать с весной, то положение в целом с лекарствами лучше. «Лекарства под западные санкции не подпадают, ни один производитель не отказался от работы с российскими контрагентами, — рассказал руководитель Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Крыму и Севастополю Василий Климов. — Но есть объективные сложности. В первую очередь — доставка препаратов. Отсутствие авиасообщения свою роль сыграло. Но организована доставка автомобильным и железнодорожным транспортом».

Тем временем правительство РФ, учитывая невысокую, но всё же возможную вероятность прекращения поставок, разрешило завоз лекарств в рамках «параллельного импорта». Ввоз не через официальных дистрибьюторов, упаковка импортная, но с наклейкой на русском языке. Условие о маркировке поставщикам не выдвигается, но процедуру регистрации придётся пройти.

Некоторые лекарства исчезли потому, что предприятия просто закрыли производство. Что-то возможно заменить аналогами. Например, пациент получал лекарство конкретной торговой марки конкретного производителя. Теперь его пригласят на диспансеризацию, обследуют и подберут другое лекарство: сделать это может только специалист. 

Почему подорожало

Самые стойкие к «ценовым штормам» — лекарственные средства из перечня жизненно необходимых. Это 808 наименований. Наценки на них регулирует государство. Но нельзя было не увидеть, что и их стоимость немного подросла.

«Это было связано с тем, что в каждом регионе властями определена предельная цена к опту и рознице, — объяснил Василий Климов. — Если раньше оптовик или поставщик отпускал лекарства с минимальной наценкой, в 3-5%, и региональный продавец добавлял столько же, то теперь все эти звенья увеличили наценки. Розница «накидывает» вместо прежних 5% уже 15%. Но в итоге стоимость лекарства для потребителя в итоге не превышает тех максимумов, которые определены для каждого региона».

   
   

Среди жалоб крымчан встречаются претензии к тому, что в разных аптеках один и тот же препарат продаётся с существенной разницей в цене. Это, сообщил Василий Климов, зависит от того, кто производитель. Каков у него уровень технической оснащённости, рентабельность производства, количество таблеток или капсул в упаковке, дозировка активного вещества: от этого зависит та цена, по которой он может отдать товар оптовику. Кроме того, есть средства, которые одновременно зарегистрированы как лекарства, и как биологически активные добавки. На первые предельные цены регулируются, на вторые нет. Поэтому, например, активированный уголь в одной аптеке может стоить 50 рублей, а в другой 100 за упаковку.

Снизить затраты «на аптечку» люди пытаются, дистанционно покупая лекарства. Есть ли гарантия, что они качественные и безопасные? Дистанционная торговля разрешена, но условия для тех, кто ею занимается, довольно жёсткие. Но нелегалы в Интернете водятся. И привлекают покупателей нереально низкой ценой. Наличие лицензии и разрешения на продажу — первое, чем стоит поинтересоваться у таких продавцов.