Пять лет подряд Крым успешно отбивается от опасного врага: возбудителя африканской чумы свиней. В 2016-м году вспышка обошлась республике в 80 млн рублей одних только выплаченных компенсаций. Огромный ущерб понесли животноводы, которые какое-то время не могли заниматься свиноводством.
Беда от кусочка сала?
Среди ближайших к полуострову неблагополучных районов — Ставропольский край, Белгородская область, Владимирская, Новгородская, Липецкая. По состоянию на конец ноября, вспышек АЧС зарегистрировано 167.
Как объяснила заместитель начальника отдела внутреннего ветеринарного контроля и надзора Южного межрегионального управления Россельхознадзора Светлана Шамбазова, возбудитель АЧС для человека не опасен. Он «косит» только свиней, причём у домашних хрюшек вообще нет шансов выжить. А другая домашняя живность может быть распространителем заболевания. «Возбудитель исключительно устойчив в открытой среде, в воде и в почве может сохраняться больше 100 дней, в организме животного (селезёнке) – до 1 года, — рассказала Светлана Шамбазова. — Однако вирус чувствителен к дезинфицирующим и даже обычным моющим средствам. Погибает при термообработке свыше 70 градусов. АЧС чрезвычайно опасна для экономики животноводческих районов. Последняя вспышка в Крыму была в 2016-2017 годах, пришлось уничтожить тысячи свиней».
Вирус может проникнуть с продуктами, которые берут с собой туристы или возвращающиеся из странствий крымчане. Опасны в этом смысле сырокопчёная и сыровяленая колбасы, сало, продукты убоя — в общем, всё, что не проходит высокую термообработку.
Вся поступающая на полуостров мясная продукция отслеживается инспекторами ведомства через электронную систему «Меркурий». Вот последние новости с рубежей обороны от АЧС. Из Саратовской области в Крыму поступили продукты убоя свиней с предприятия, где был зафиксирован вирус.
«Наши инспекторы немедленно выезжают на крымское предприятие, которое получило продукцию от саратовцев, выдают требование о том, чтобы продукция ни в коем случае не поступала в переработку или в торговлю, — описывает алгоритм действий Светлана Шамбазова. — Тут же отбираем пробы и в оперативном порядке их исследуем. АЧС не обнаружена — продукцию можно пускать в свободную реализацию. Такая же ситуация была недавно с сыровялеными колбасами из Ставропольского края. Работа непрерывная, ежедневно ведём мониторинг поступлений и, как только видим необходимость, отбираем образцы для исследований. Мы не даём замкнуться цепочке заражения, и в результате за этот год ни одного случая АЧС в Крыму и Севастополе не зафиксировано».
На границе бдят
АЧС может прибыть и из-за границы, от ближайшего соседа, где АЧС тоже атакует фермы и животноводческие комплексы. По данным украинской Госпотребслужбы, с начала года в «незалежной» зарегистрировали 11 вспышек АЧС, два — в ближайшей к Крыму Херсонской области. Из каждой такой «искры» может разгореться пламя эпизоотии.
Поэтому такое внимание уделяется продуктам, которые люди пытаются перевезти через крымскую границу. Заместитель начальника отдела ветеринарного контроля и надзора на государственной границе РФ и на транспорте Алексей Киров сообщил, что на пешеходных и автомобильно-пешеходных пунктах пропуска с сопредельным государством постоянно работают инспекторы.
Не так давно в Крыму в личных и кое-где в фермерских хозяйствах практиковался выпас свиней. Теперь это запрещено: так снижается риск контакта с кабанами. Дикие «пятачки», кстати, основательно размножились, часто навещают поля и любые места, где могут найти пищу. Дикие кабаны, заболев АЧС, могут выздоравливать и быть носителями вируса до конца жизни. В Крыму ведётся мониторинг популяции диких кабанов, и пока случаев заболевания среди них не выявлено.