Стрелять по тучам и опреснять. Как предлагают добывать воду в Крыму

Владислава Макарчук / АиФ

Шесть лет прошло с момента отлучения Крыма от «большой воды» - перекрытия украинскими властями Северо-Крымкого канала. Четыре года водной самодостаточности и маловодный 2019-й. Время призадуматься было. Но внятной стратегии водообеспечения на полуострове так и не появилось. Теперь же, когда пересохли реки и усохли водохранилища, варианты решения предлагаются один за другим.

   
   

По тучам… огонь!

По данным вице-премьера Крыма Юрия Гоцанюка, общий объём запасов в водохранилищах естественного стока составляет всего-навсего 23% от проектного объёма и… 35% от прошлогоднего запаса. «Водохранилища, питающие Симферополь, заполнены сегодня всего на 12%», — сообщил он.

В жизнь начала претворяться идея об искусственно вызванных осадках. Смысл идеи в том, чтобы подстерегать дождевые облака над Белогорским, Симферопольским и Бахчисарайским районами. И как только они будут найдены, в небо поднимется самолёт, и с помощью специальных пиропатронов с йодистым серебром. Нескольких граммов этого вещества достаточно, чтобы из среднего размера облака вылилось 10 тыс. тонн воды. Госкомитет по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым уже заключил контракт со структурой Росгидромета – Центральной аэрологической обсерваторией на проведение эксперимента по вызову осадков на полуострове. Сумма контракта — 25,4 миллиона рублей.

 

Старший преподаватель географического факультета Таврической академии Крымского федерального университета (КФУ) Геннадий Самохин считает, что эффект от искусственных осадков пока спрогнозировать нельзя — для этого просто нет актуальных исследований о водном балансе Крыма. В последний раз они проводились… полвека назад. 

Тем временем Ростех заявил о том, что для Крыма подготовлен дешёвый опреснитель морской воды, и вот-вот установку можно будет запустить в серийное производство. От идеи опреснения в Крыму несколько раз отказывались, возвращались — и снова отвергали. Главным образом из-за боязни экологических последствий: надо же куда-то девать образующиеся твёрдые соли? Хотя учёные предлагали «прощупать» перспективу их переработки на действующих химических предприятиях Крыма. Если надо — запустить новые цеха. Предлагаемая Крыму установка дешевле аналогов на четверть, может опреснять воду с концентрацией соли до 59 граммов на литр. А в Чёрном море она примерно куда менее солёная, примерно раза в три.

Река раздора

Недавно в республике сформировали рабочую группу, которая должна изучить возможность использования подземных вод из карстовых полостей и колодцев. Наличие в группе учёных важно: следует знать, не представляет ли проект опасность для экологии.

   
   

Сейчас идёт настоящая битва за реку Коккозка, протекающей по Бахчисарайскому району. В прошлые годы власти Севастополя планировали отводить из неё воду для пополнения Чернореченского водохранилища. Тогда специалисты КФУ дали отрицательное заключение по этому проекту. Пользы — с воробьиный нос, а вреда очень много.

Но сейчас глава Севастополя Михаил Развожаев настаивает: другой возможности наполнить водохранилище, иначе, как из Коккозки, нет. И уверяет: «Забор можно будет делать только в пик паводка, и только избыточных вод, которые проходят в море». Хотя во время паводков водохранилище и так наполнено — зачем туда забирать воду из реки?

Кроме того, речка питает подземные горизонты. И изъятие «ненужной» воды может привести к пересыханию колодцев у жителей Бельбекской долины. Впрочем, колодцы сейчас, в пик засухи, уже высыхают... 

На реализацию проекта необходимо 7,4 млрд рублей, но учёные сомневаются, что переброс воды из речки решил проблему снабжения водой Севастополя. Окончательно проект ещё не готов, и его предполагают обсудить с жителями Бельбекской долины.