«Чем короче срок, тем точнее прогноз». Как метеорологи предсказывают погоду

Гелиограф на старейшей метеостанции Крыма © / Арсен Керменчикли / АиФ-Крым

Погоде не устают изумляться и россияне, и жители других стран мира: год из года природа преподносит всё больше сюрпризов. 23 марта, во Всемирный день метеоролога, корреспондент «АиФ-Крым» отправился на старейшую метеостанцию полуострова, появившуюся в Ялте еще полторы сотни лет, чтобы узнать, почему прогнозы не всегда сбываются.

   
   

Пальмы в снегу

«В этом году, 1988-м, я пришел работать на станцию, — листает один из старых журналов наблюдения за погодой начальник метеостанции Сергей Покидайло. — Молодой был, хотелось романтики. Казалось, что выбрал интересную профессию — и не ошибся».

Начальник метеостанции в Крыму Сергей Покидайло. Фото: АиФ-Крым/ Арсен Керменчикли

Среди шкафов с архивами и компьютеров Морской гидрометеорологической станции Ялты первой категории курсируют миллионы байт информации — памяти планеты. В пожелтевшем дневнике карандашом аккуратно выведены цифры: влажность, видимость, сила ветра, атмосферное давление, продолжительность осадков, кислотность, температура почвы, радиация. Журналы – небольшие двери в прошлое. Вот, к примеру, 30 лет назад с 13:40 до 15:00 шёл дождь в начале декабре. А температура была 3,6 градуса тепла.

Из прошлого
«Русское слово», 7 мая 1915 г. Алушта: в горах метель. Чатырдаг и Демерджи засыпаны снегом. Севастополь: сегодня с перерывами целое утро шел снег, — явление в это время года для Крыма совершенно небывалое. Температура сильно понизилась. На море сильный шторм. «Крымская почта», 8 июля 1915 г. Приезжих в Ялте совсем мало. Кстати, не радует и погода: лето пока прохладное и дождливое. Купающихся тоже немного. Предприниматели терпят большие убытки.
«Вскоре после того, как стал здесь работать, посмотрел фильм «Асса», — вспоминает Сергей Покидайло. — Узнал пейзажи, пальмы — а они завалены снегом. Решил: не может быть такого, это не Ялта, где-то ошибка. Когда снимали фильм, я не был в Крыму, служил в армии. Просмотрел записи 1987 года — действительно, снег лежал до 20-х чисел марта! Съёмки как раз пришлись на этот период».

С тех пор многое изменилось. Теперь метеостанция зажата между частными домами и бетонными скелетами многоэтажек. Бывшая юго-западная окраина города — Приморский парк, превратилась в оживлённое место. Посреди выросших многоэтажных монстров — небольшая площадка с измерительными инструментами и домик, где пятеро метеорологов изо дня в день обрабатывают таблицы с показателями.

«В глобальном потеплении виноват и рост городов, — улыбается метеоролог. — Посмотрите, вокруг одни здания. Это на доли градуса, но отражается на тепловом фоне местности. Наши приборы позволяют это фиксировать».

Деревянные и металлические корпуса сохраняют в себе приборы и выкрашены в белый цвет. Называются они психрометрическими будками. Стенки похожи на жалюзи, расположенные «ёлочкой» — чтобы избежать воздействия света и влаги, но допустить воздух. На высоте нескольких метров закреплен пропеллер для измерения скорости и направления ветра, индикатор обледенения, гелиограф. На земле — термометры. Их еще недавно приходилось закрывать железной клеткой: рядом завелась ласка, которой почему-то полюбились эти стеклянные цилиндры. Она их таскала, а иногда и разбивала — прогноз погоды ей ни к чему.

   
   

За столом в комнате дежурного — красный телефон, рядом кровать. Правда, здесь не поспишь: наблюдения идут круглые сутки. Когда поднимается сильный ветер, в тот же момент подается штормовое сообщение. Низкая облачность, ниже 200 метров – тоже штормовое предупреждение. Видимость меньше двух километров – штормовое предупреждение. Сильный дождь – штормовое.

Метеоролог за столом не засиживается. Пошёл дождь — он несёт ведерко для сбора капель, чтобы определить кислотность осадков. Нужно измерить и их количество, каждые три часа необходимо снять данные приборов. «Попробуй хоть на несколько минут пропустить передачу данных, телефон тут же обрывают звонками: что у вас там? — говорит начальник метеостанции. — Вот во время блэкаута у нас были проблемы, но даже в такой ситуации мы передавали данные по телефону, находили способы».

Работа на метеостанции в Крыму. Фото: АиФ-Крым/ Арсен Керменчикли

Существуют автоматизированные системы сбора данных, но в Крыму пока таких нет. И заменить всех работников всё равно не удастся. Например, определить количество облаков, метеорологическую дальность видимости, выпадение твердых осадков может только человек.

С чего начинается пляж

Первые наблюдения на метеостанции в Ялте начались в 1869 году. Серьёзно подходить к этому начали после Крымской войны, когда страшная буря в один день утянула на дно 53 корабля. С тех времен стали разрабатывать единую базу, систему получения оперативной информации. Тогда же появились метеостанции в Крыму. Ялтинская вначале располагалась в конце набережной, в советское время её перенесли. Однако первым регулярные наблюдения за погодой начал местный врач Владимир Дмитриев. Он за свои средства в собственном дворике установил первые приборы для наблюдений.

Но почему сегодня, несмотря на точные приборы, погода по-прежнему не всегда предсказуема?

«Мы получаем по каналам связи прогноз, а потом передаем городским властям, МЧС его публикуют СМИ, — объясняет Сергей Покидайло. — Но этот прогноз годится лишь для определенных территорий, и чем короче срок предсказания погоды, тем он точнее. Мне часто приходится объяснять, почему обещали дождь, а он не пошел. Понимаете, прогноз погоды сделан для территории, а не для отдельного человека. Дождь могут обещать на огромной площади, и где-то на ней обязательно пойдёт, но не факт, что над вами».

А народные приметы действуют для того района, где они возникли. Вот, например, одна из таких для Ялты: если утром гора Могаби в облаках, значит, к обеду будет дождь. Красный закат предвещает усиливающийся ветер: это связано с физикой атмосферы и как она преломляет лучи. А вот «погодные» поговорки и приметы, зародившиеся в средней полосе России, не подходят для Крыма.

Гигрограф на старейшей метеостанции Крыма. Фото: АиФ-Крым/ Арсен Керменчикли

На станции не формируется прогноз, здесь лишь фиксируется изменения погоды, которые позволяют синоптикам, получающим информацию со всех уголков планеты, составить привычную всем сводку. На земном шаре порядка 10 000 метеостанций. Данные каждой из них открыты для других метеорологов во всём мире. Существуют мировые центры данных, куда стекается вся информация от спутников и станций.

По одной и той же методике, в одно и то же время, метеорологи всего мира открывают психрометрическую будку, сверяются с термометрами, гигроскопами и барометрами. Одни делают это под светом фонарей, другие, щурясь на солнце, третьи снимают данные с компьютера. И все цифры вереницей сходятся в ваше «достану-ка я завтра пальто!»

Кстати
Если видите, что дождь оставляет грязные разводы — это, скоре всего, поднятые из пустыни пылевые тучи, которые, соединившись в облака, пролились дождем. Учёные пришли к выводу: без пыли дождь невозможен — вокруг пылинки, песчинки и формируется капля дождя.

Смотрите также: