С высоты птичьего полёта. Во что обойдётся возрождение малой авиации?

Ещё каких-то полвека назад вертолётное сообщение между городами Крыма было обычным делом. Конечно, стоимость билета была не сравнима с другими видами транспорта, но из Симферополя в Ялту можно было долететь за три с лишним рубля, обозревая красоты Ай-Петри с высоты птичьего полета.

   
   

Добраться из Симферополя в Керчь на самолете было так же реально, как сейчас заказать по почте товары из Китая. В украинский период часть воздушного парка по международным контрактам работала за рубежом, по большей части, в Африке.

Воздушное такси

Восстановить былую славу авиации общего назначения власти Крыма намеревались ещё в 2011 году. Концепция развития региональных авиаперевозок предполагала, что к 2015 году удастся не только возродить авиатакси, но и соединить города республики регулярными авиарейсами. Десяток небольших аэродромов и вертолётных площадок, оставшихся невостребованными после развала СССР, планировалось восстановить за счет инвесторов, заинтересованных в развитии инфраструктуры для обслуживания частных самолетов. Помимо внутрикрымских маршрутов, малую авиацию собирались привлекать к патрулированию дорог, газопроводов, лесных массивов, выполнению рейсов санавиации, вести поисково-спасательные работы, с самолётов обрабатывать поля. А также оказывать услуги авиатакси и бизнес-перевозок, а также заниматься обзорными экскурсиями, авиарекламой и авиапропагандой.

Возрождение внутренних перевозок после вхождения в состав РФ сдвинулось на 2016 год. Именно к этому сроку Минтранс Крыма собирался запустить первые четыре маршрута по самым популярным направлениям: через Керченский пролив, в Евпаторию, на Южный берег Крыма и в Джанкой. Власти планировали использовать существующие вертолётные площадки и действующий парк предприятия «Универсал-авиа» из четырёх вертолётов Ми-8Т и Ми-8МТВ-1, а также его базу в аэропорту «Заводское».

Но к назначенному сроку вертолётное сообщение между городами не открылось. Более того, спустя три года Минтрансу республики понадобилась долгосрочная концепция по развитию авиации общего назначения до 2030 года, на создание которой из бюджета потратят 3,5 миллиона рублей.

«Мы сейчас только разрабатываем концепцию развития, чтобы оценить все аэродромы, их привлекательность, что можно восстановить, а что уже разрушено, и в итоге будет понимание, насколько инфраструктура соответствует требованиям перевозок, — пояснил начальник управления по организации и развитию перевозок Минтранса РК Николай Лукашенко.  — В рамках подготовки концепции всё будет изучаться, в том числе объём перевозок при СССР. Мы хотим прийти к таким тарифам, чтобы люди могли себе позволить эти внутренние авиаперевозки».

   
   

При этом реконструкцию и строительство объектов транспортной инфраструктуры авиации общего назначения рассчитывают провести за привлечённые средства. Главной базой остаётся аэропорт «Заводское», несмотря на озвученные планы по застройке его территории с перебазированием всей малой авиации в действующий аэропорт «Симферополь».

Доступно каждому?

Директор «Универсал-авиа» Сергей Мальцев признает, что судьба предприятия повторяет участь аналогичных на постсоветском пространстве: из ведущих в малой авиации, оно превратилось в тихую гавань с большим количеством никому не нужного авиационного хлама. «На крыле на сегодняшний день у нас четыре вертолёта, на них невозможно организовать пассажирские перевозки, поскольку стоимость одного летного часа составляет 150-170 тысяч рублей», — сообщил он.

Действующий авиапарк выполняет работы не на территории Крыма, и за полгода заработал  16 миллионов рублей. Единственный вертолёт выполняет задачи поисково-спасательных работ. Начать развитие авиации общего назначения можно было бы с ремонта шестнадцати вертолетов Ми-2, которые за 15-17 миллионов рублей возможно полностью восстановить с гарантией работы на 3 тысячи лётных часов.

Продлить жизнь машинам можно на Московском или Ростовском авиаремонтных заводах. На первых порах для внутренних рейсов 3-5 вертолетов будет достаточно, а стоимость лётного часа не превысит 60 тысяч рублей. В салоне одновременно могут находится 6 пассажиров и дальность полета не должна превышать 200 км. Максимальный по длительности полет составляет 1 час, и согласно этому составлено шесть маршрутов.

При условии субсидирования, цена получасового полета может составить 2-2,5 тысячи. На ремонт вертолётов средства придется искать либо в бюджете, либо найти инвестора, готового   на основе государственно-частного партнерства вложить средства, или выкупить машины по остаточной стоимости 500-600 тысяч рублей. 

Интересно, что восстановить 10 вертолетных площадок в Ялте, Джанкое, Черноморском, Евпатории, Феодосии, Керчи, на плато Ай-Петри, в Республиканской центральной детской клинической больнице и аэродроме «Заводское» планируется за счет средств Федеральной целевой программы. А в Белогорском районе частная компания уже строит вертолётную базу, где будут площадки для взлета и посадки, ангары для хранения винтокрылых машин, ремонтно-техническая база и школа пилотов.

Председатель комитета Государственного совета Крыма по санаторно-курортному комплексу и туризму Алексей Черняк:
Уверен, что у вертолётного сообщения в туристической сфере есть большие перспективы. Получасовые экскурсии над Крымскими горами, осмотр с высоты птичьего полета главных достопримечательностей дают массу положительных эмоций и впечатлений. Самым востребованным, на мой взгляд, будет маршрут «Ялта — Сочи», с учетом платежеспособной публики на Южном берегу Крыма в летний период. И возможность посмотреть на Крымский мост с воздуха здесь только на руку организаторам полета. Думаю, что будем обсуждать этот вопрос с туристическим бизнесом и «Универсал-авиа».