Пять лет назад, 21 февраля 2014 года, начался Крымский кризис. Жители полуострова начали бессрочную акцию протеста у здания Верхового совета Крыма — они отказывались признавать новое украинское руководство. Всё это привело к уже ставшими историческими событиям и надолго сделало полуостров объектом внимания сообщества как в России и на Украине, так и во всем мире. Многих «Крымская весна» подтолкнула к глобальным переменам в собственной жизни. Корреспондент «АиФ-Крым» поговорил с людьми из России и Украины, которые переехали на полуостров после его воссоединения с РФ.
«Из квартиры в центре Москвы - в домик в деревне»
Сотрудник пресс-службы КФУ им. В.И. Вернадского Светлана Голубева переехала в Крым из Москвы уже в 2014 году. Переезд был неслучайный: в 2008 году Светлана впервые побывала в Крыму и влюбилась в полуостров, а спустя еще несколько визитов — и в своего будущего мужа, моряка. С ним она познакомилась в один из своих приездов в Севастополь.
«В 2008 году я впервые побывала в Крыму — ездила с ребенком в евпаторийский санаторий, — рассказывает Светлана. — Конечно, первым делом я объездила на машине все окрестности Евпатории. Тогда захотелось увидеть больше. В путеводителе по Крыму я обнаружили город Бахчисарай. Раньше была уверена, что это где-то в Турции. Не раздумывая рванула туда, и не зря — столько красоты, как в Бахчисарайском районе, я нигде еще не видела».
Светлана с мужем и тремя детьми поселились в доме, который они купили в селе Партизанское (Симферопольский район): «Так вместо квартиры в центре Москвы я оказалась в домике в деревне, где по улицам ходят коровы, ночью не горит ни один фонарь, автобусы ходят редко, а вода подается по графику».
Первые несколько лет Светлана не работала, поскольку занималась строительством дома и благоустройством участка. Пришлось столкнуться с трудностями при оформлении покупки дома. По ее словам, в Москве этот процесс «занимает максимум полчаса», а в Крыму ее ждал настоящий хаос с многодневными очередями и постоянными приостановками. Несмотря на неудобства, Светлана оптимистично говорит, что «с этим справились».
Сегодня Светлана признаётся в любви к крымчанам. Она говорит, что люди на полуострове добрее и отзывчивее, чем в Москве. К тому же крымская природа не может оставлять равнодушным: «Радует взгляд и греет душу».
Есть и негативные стороны переезда, уверяет женщина. В Крыму она столкнулась в такими ситуациями, которые, живя в Москве, даже представить себе не могла.
«Например, у нас в селе регулярно случались многодневные отключения воды. То есть вообще никакой воды в кране не было, и все молчали, включая местного депутата. Мусор тоже вывозили, когда он уже начинал разлетаться по окрестностям. Ямы на дороге вообще никого не смущали. Все привыкли. Я писала жалобы куда только можно, от сельсовета до прокуратуры. В Москве до этого ни разу не доходило», - рассказала она.
Семья Светланы выкрутилась, можно сказать, своими силами. И лично главу района посещали, и бытовые моменты улаживали. Для освещения улицы они повесили над воротами мощный прожектор, для отведения воды сделали канавы вдоль улицы, а ямы подсыпают щебнем.
«Но все равно в Крыму мне очень нравится. Особенно после того, как я начала работать в Крымском федеральном университете и увидела, что на самом деле в республике много умных, способных и перспективных молодых людей», - подытоживает она.
«Мои друзья говорили мне, что я сумасшедшая»
Бывший редактор сайта «АиФ-Оренбург» Анна Жураковская переехала в Крым в июне 2018 года. Она всю свою жизнь прожила в Оренбурге, и «все складывалось очень неплохо со всех точек зрения», но любовь к Крыму для Анны оказалась сильным мотиватором.
«В сентябре 2017 года решила провести отпуск в Севастополе и заболела идеей о переезде. Как сказала тогда моя мама: «Пришло время сбежать из дома». Дети выросли, у них своя жизнь, так что я просто решила переехать — и переехала», — рассказала Анна.
Анна выбрала Севастополь по нескольким причинам. Во-первых, у нее здесь жили друзья, а во-вторых, «это и город, и море». Женщина говорит, что Севастополь — город с удивительной историей, архитектурой и множеством достопримечательностей. При этом достаточно современный.
«Про море я могу говорить часами. Честно говоря, всю жизнь прожив в оренбургских степях, я даже не думала, что здесь, в Крыму, мне так важно будет каждый день видеть море, слышать шум волн, чувствовать на лице морской ветер», — улыбается Анна.
Она снимает квартиру в Стрелецкой бухте, в 800 метрах от моря, и чувствует себя великолепно, говорит: «Мне здесь просто хорошо». Конечно, Анну, как и многих, раздражает дорогое жилье и огромное количество мусора. Она выступает за то, что сидеть сложа руки не вариант.
«Многие мои друзья говорили и говорят мне, что я сумасшедшая, что еду неизвестно куда, неизвестно зачем, как буду жить, непонятно… И так далее, и тому подобное. Так вот, отвечаю всем и сразу — чувствую себя, как дома, как будто я жила здесь всегда».
«Приехал в поход на неделю и влюбился»
Дизайнер-фрилансер Владислав Ерошенко жил до переезда в Крым с родителями в Запорожской области Украины. Он влюбился в полуостров, когда задолго до судьбоносного решения приехал в регион на неделю.
«Я когда-то был в Крыму до переезда. Мы в поход на неделю приезжали. Тогда я и влюбился в него. После колледжа сразу переехал, чего тянуть-то», — рассказывает Владислав.
Устраиваться было сложно, поскольку в Крыму родственников и друзей не было. Сначала Владислав сделал трудовой патент, затем нашел работу и начал обживаться в Симферополе. Спустя два с половиной года, осенью 2018 года, он получил разрешение на временное проживание (РВП). С того момента жить, по его словам, стало легче.
«А в общем, жизнь тут намного лучше. Куда не поедешь — приедешь к морю! Это многого стоит. Крым для меня — это романтика вечерней Ялты, это горы, море, это моя половинка, которую я встретил здесь, это — внезапно — вкусный кофе и чистый воздух», — рассказал он.
«Севастополь - город с мужским характером и большой волей к жизни»
Специальный корреспондент «Вести-Севастополь» Ксения Егорова переехала в город-герой из Москвы — всю свою сознательную жизнь она прожила в Замоскворечье. Решение о переезде Ксения приняла не спонтанно. За год до переезда оказалась в Севастополе и, как и другие наши герои, влюбилась в Крым и сам город. К тому моменту Ксения, по её словам, устала от московской суеты, и ей хотелось пожить немного другой жизнью, которая бы протекала в ином темпе.
«За полгода до принятия окончательного решения я попала на курсы для журналистов «Бастион», они проходили в Севастополе на базе 810 отдельной бригады морской пехоты в Казачьей бухте. Решение было принято уже тогда — остались только формальности — собрать необходимые вещи, понять, какая школа лучше для сына, и переехать», — рассказала она.
На решение Ксении переехать в Севастополь повлиял сын, которому должно было исполниться семь лет, а подходящей школы в своем районе она на тот момент не обнаружила.
«Я также увлеклась плаванием. Двух-трех тренировок в неделю мне стало мало. Хотелось большего — и Черное море вполне подходило. И Севастополь также. Это — настоящий город, с мужским характером и большой волей к жизни», — добавляет Егорова.
Устроилась в Севастополе Ксения хорошо. Сразу нашла квартиру в центре города, где они с сыном уже живут четыре года: «Школа сына — в десяти минутах от дома. Работа — также». В местную телекомпанию она устроилась сразу после переезда.
«Несмотря на то, что зарплата и некоторые профессиональные моменты меня несколько разочаровали, я осталась. Потом появились «Вести-Севастополь», и я сразу захотела работать там, что, собственно, и произошло», — делится Ксения.
Она отмечает свою особую любовь к крымской природе — называет ее удивительной, разнообразной и очень соразмерной человеку. В свободное время с удовольствием путешествует по полуострову.
«Я до сих пор открываю для себя новые места — и по пути Большой Севастопольской тропы, и на ЮБК. И, конечно, что еще нравится — это люди. Но это касается в основном севастопольцев. Те, кто вырос в Севастополе — особенные. Они немного похожи на петербуржцев; москвичи для них просто шумные и неугомонные дети. Это тоже сразу чувствуешь», — заключает Ксения.
Смотрите также:
- «Пятая империя» Хирурга. Байкер о личной войне, санкциях и судьбах России →
- Со своего ракурса: о крымских красотах и президенте, ковыряющем в носу →
- «Зиночка, выйди!». Как классики «жгли» сердца нецензурным глаголом →