История наблюдений за погодой и климатом, как не удивительно, связана с культом Ахилла. У берегов Керченского пролива жрецы этого культа отвечали за предсказания благоприятного времени посевных работ, сбора урожая и за морские ветра для транспортировки пшеницы. Собственно, из-за торговли пшеницей эллины и вели войны на уничтожение Трои – города, который ничего не производил, а только брал пошлину за провоз зерна. В общем, метеорология изначально связана с экономикой, торговлей и войной.
Начало
Начало наблюдений за погодой в Крыму совпало с периодом активного освоения Крыма в Российской Империи в первой половине XIX века.
В 1820 году на оздоровление в Крым приехал популярный врач Федор Карлович Мильгаузен. Целебный воздух полуострова быстро поправил его здоровье. Появление Федора Мильгаузена в Крыму положило начало развитию на полуострове метеорологии. В 1821 году он создал первую в Крыму частную метеостанцию.
Федор Карлович, поселившийся недалеко от Симферополя, наряду с врачебной практикой, вел систематические наблюдения за погодой. В 1835 году его исследования были замечены многими учеными России и отмечены, как очень важные и полезные. Врача избрали действительным членом Московского Общества испытателей природы и членом-корреспондентом статистического отдела Министерства внутренних дел. Наблюдения за капризами погоды Федор Мильгаузен продолжал до 1853 года.
Многие первые метеостанции на собственные средства открывали энтузиасты метеорологии.
До 1854 года на полуострове велись только наблюдения за погодой, без попыток предсказать изменения погодных условий. Прогнозировать погоду крымских метеорологов научил страшный день 14 ноября 1854 года, когда в Крыму разразился сильнейший ураган. На рейде Балаклавской бухты стояли английские, французские и американские корабли. С ночи 12 ноября начался сильный ливень, град, снег, холодный ветер. Утром 14 ноября 1854 года показания барометра резко упали и разразилась невероятно жестокая буря.
На море дела обстояли еще хуже. Волны беспрерывно бросали суда, разбивая их о скалы. В эту ночь союзники потеряли более 53 кораблей (из них 25 транспортов).
Тела погибших во время урагана море отдавало выжившим еще целую неделю. Из-за отсутствия метеорологической службы в те времена были допущены серьезные просчеты в расположении кораблей и судов в бухте и на рейде. Буря в Балаклаве нанесла англо-французской армии невосполнимый ущерб.
Буря 14 ноября по тем тяжким потерям, какие она причинила флоту союзников и транспортам с припасами, приравнивалась ими к проигранной морской битве.
Император Николай I, узнав о последствиях крымской непогоды, воскликнул: «Еще одну такую бурю, и союзники убрались бы из Крыма!».
И появилась метеослужба
Именно эта катастрофа привела к тому, что у человечества появилась метеослужба! Буря нанесла такой ущерб англо-французской армии, что на метеорологию впервые обратили внимание не только ученые, но и государственные деятели. Хотя французы пострадали меньше англичан, именно они первыми сделали правильные выводы и уже спустя три месяца была создана первая прогнозная карта. Военный министр Франции Вальян узнал, что эта буря за день до того, как она разразилась над Балаклавой, прошла над Средиземным морем. А значит, при наличии средств оповещения ее можно было бы предсказать.
С 1865 года по европейским портам стали распространяться предупреждения о штормах, польза от таких уведомлений была очевидна всем.
Балаклавская буря дала мощный толчок развитию служб погоды во многих странах. Начали создаваться национальные метеорологические службы, а в 1871 году была учреждена Международная метеорологическая организация (с 1950 года – Всемирная метеорологическая организация).
Регулярные метеорологические наблюдения на территории Крыма начались в 1865 году. В последующие годы гидрометеорологическая служба здесь неуклонно развивалась.
Авиационная метеорология
Авиационная метеорология как наука зародилась одновременно с зарождением самой авиации. В наше время задачи авиационной метеорологии значительно расширились. Сегодня изучаются не только сами метеорологические элементы и явления, но и их воздействие на авиационную технику и на её летно-технические характеристики.
Если общегражданский прогноз поведает нам о том, какая будет погода в том или ином городе, то прогноз для авиации включает в себя множество дополнительных параметров, которые малопонятны для рядового обывателя, но очень важны для обеспечения безопасности полётов.
Полеты воздушных судов всех типов проводятся исключительно при наличии информации о метеорологической обстановке. Авиационная метеорология не только занимается изучением атмосферных процессов и элементов, но и разрабатывает формы и методы метеорологического обеспечения полётов.
Основной задачей авиационной метеорологии по-прежнему остается определение атмосферных элементов и явлений, их прогнозирование и изучение. Авиационный прогноз отличается большой сложностью и включает в себя параметры и характеристики, которые учитываются при организации полетов.
C выполнением первых полетов особое значение приобретает важность получения достоверной информации о таких метеорологических элементах, как ветер, видимость, облачность в районе взлета, посадки и на маршруте полета, а также наличия опасных метеорологических явлений. Метеорологическое обеспечение полетов помогает не только обеспечить безопасность, но и сократить время полёта и расход топлива.
В каждом аэропорту присутствует своя метеорологическая служба, которая не только проводит анализ аэросиноптического материала, но учитывает и местные особенности погоды.
Авиационный метеорологический центр (АМЦ) Симферополь Крымского филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» в 2020 году отметит свое 80-летие.
Метеорологические наблюдения на территории аэропорта, в 14 км к северо-западу от центра города, начались 2 марта 1940 года и проводились по сентябрь 1941 года.
С 1941г. по июль 1944г. наблюдения не проводились из-за боевых действий на территории Крыма.
25 июля 1944 г., после освобождения Крыма от немецко-фашистских захватчиков, на прежнем месте, метеостанция приступила к регулярным наблюдениям.
В настоящее время авиаметеорологический центр Симферополь оснащен современным высокотехнологичным оборудованием. Распространение метеоинформации производится автоматически с помощью современных средств связи. Синоптики используют в работе современные прогностические модели, данные искусственных спутников Земли. Но, несмотря на технический прогресс, главными в метеообеспечении авиации по-прежнему остаются высококвалифицированные, ответственные, преданные своему делу специалисты, хорошо понимающие, что от их слаженной работы зависит безопасность полетов воздушных судов.
Поскольку метеорологические условия являются важнейшим элементом воздушной обстановки, работа авиации немыслима без надежного метеорологического обеспечения.