Историчность до мельчайших деталей. Как Рубо создавал «Оборону Севастополя»

Франц Рубо в 1908-1910 гг. © / Commons.wikimedia.org

Каждое утро, незадолго до рассвета, на Малаховом кургане появлялся человек. Расставлял мольберт, готовил кисти — и ждал первых лучей солнца. Раскинувшийся внизу Севастополь он хотел запечатлеть именно в это время. Сюда же подтягивались два взвода пехоты и отделение матросов. Одеты они были, правда, необычно для 1901 года…

   
   

165 лет назад, 17 июня — а по другим данным, 15-го — родился талантливый русский художник, мастер батальной живописи Франц Рубо. Человек, к которому с большим уважением и почтением относятся жители Крымского полуострова. Даже те, кто, возможно, и не помнит фамилии художника. Но таким достаточно единственной подсказки: тот, кто создал панораму «Оборона Севастополя 1854-1856 гг.».

Об истории её создания в день рождения Рубо рассказывает «АиФ-Крым».

Лица из прошлого

В конце XIX века панорамы — огромные полотна с передним натурным планом из объёмных материалов, только начали входить в моду. Публику притягивал «эффект присутствия», возможность увидеть батальные сцены, виды, ряд жанровых сцен, сливающихся в единое повествование.

Полвека обороны Севастополя решено было отметить появлением огромного полотна, посвящённого тем событиям. И воплотить эту идею Комитет по увековечению памяти о героической обороне Севастополя поручил Францу Рубо. У него уже был опыт создания панорамы. Первое его такое масштабное детище — «Штурм аула Ахульго», демонстрировалось на выставке в Нижнем Новгороде. Это была вообще первая панорама в России.

А в 1901 году Франц Рубо в первый раз приехал вместе со своими учениками в Севастополь. Он знакомился с городом, ездил на батареи, писал этюды. Для этого, рассказала заведующая Панорамой Севастопольского военно-исторического музея-заповедника Екатерина Бойко, в распоряжение художника поступили не только солдаты и матросы. На складах отыскалось оружие и обмундирование времён Севастопольской обороны. И правильно одетые и вооружённые служивые позировали художнику и даже изображали моменты боя.

Панорама для Севастополя была особой работой. Покорение Кавказа Рубо писал, хоть и изучив историю события, использовав свой опыт мастера батальных сцен, но всё-таки так, как считал нужным. Но здесь от него ждали максимального приближения к севастопольским реалиям.

   
   
Фрагмент панорамы «Оборона Севастополя 1854—1855 гг.» Фото: Public Domain

Для панорамы решено было выбрать штурм Малахова кургана 6 июня 1855 года. Тогда русские войска смогли удержать эту важнейшую высоту.

В Севастополе Франц Алексеевич сразу попал в заботливые руки подполковника Иустина Протопопова: тот входил в упоминавшийся уже комитет. С одной стороны, по первому слову художника его знакомили с ветеранами обороны, вели по городу, предоставляли всё, о чём он спрашивал. С другой же стороны — аргумент «я художник, я так вижу!» успеха не имел. Педантичный Протопопов составил для Франца Алексеевича обширный список воинских подразделений, находившихся 6 июня 1855 года на Корабельной стороне. С подробнейшим описанием вооружения и обмундирования.

В общем, муза Франца Рубо была дотошна и строга к мелочам.

Из этой первой поездки художник привёз около 50 этюдов, эскизов, набросков и фотографии.

Протопопов через два года ездил в Мюнхен, где Рубо работал над панорамой. И составил обширный перечень замечаний. Почётный ветеран Севастопольского военно-исторического музея-заповедника Любовь Голикова в одной из своих статей упоминала претензии полковника. «Указано художнику, что на кургане должно быть изображено три полка… 6347 чел. пехоты. Орудийная прислуга сверх этого числа. На картине же изображено пять групп такой численности, что группа производит впечатление взвода, — перечислял Протопопов. — Чувствуется, что у г. Рубо есть стремление изображать лошадей больше, нежели это допускает действительность… Командиры пехотных полков в Севастополе были пешком. Г. Рубо стремился изображать их конными. Ружейные ложи изображены коричневыми, тогда как должны быть чёрные с коричневым…»

А Францу Рубо предстояло доказывать, что даже на огромном полотне невозможно изобразить шесть с лишним тысяч человек, не считая орудийной прислуги. Хотя все иные поправки принимал во внимание.

Дважды покидала Севастополь

Лица защитников Севастополя — это не только изображения современников Рубо, которые позировали художнику. Некоторых герои — участники обороны города, которых он писал по портретам. Со многими ветеранами — и офицерами, и нижними чинами, не раз встречался, к их советам тоже прислушивался.

Полотно было закончено к лету 1904 года — длиной в 115 и высотой в 14 метров. Был готов и передний план — все те предметы и макеты, которые монтировались перед самой картиной. Для перевозки панорамы пришлось выделить две специальных железнодорожных платформы, на которые водрузили намотанные на огромные валы фрагменты. В отдельном вагоне ехал передний план.

В Севастополе уже было отстроено здание, где в конце июля начался монтаж панорамы. Торжественно открыли её в мае 1905 года.

Панорама в Севастополе до войны. Фото: Старые почтовые карточки

У этой панорамы удивительная судьба. Она дважды меняла название и дважды покидала Севастополь.

«Вчера с товарным поездом московско-курской железной дороги провезена через Москву в Петербург панорама «Штурм Малахова кургана», весом около 1500 пудов. Панорама эта выписана из Севастополя военным министерством по ходатайству «союза русского народа», — сообщила весной 1909 года газета «Русское слово».

«Петербургская газета» описывала её так: «Раннее утро... Восходящее солнце озаряет верхушки окружающих Севастополь гор, с которых густыми колоннами движутся на штурм французские и английские войска. Центр боя — Малахов курган. Здесь, действительно, царит целый ад. Вдали видны пожары складов... Взрывы снарядов, рукопашный бой с передовыми войсками…»

В Петербурге панорама пробыла несколько месяцев, после чего вернулась в Севастополь.

Второе «путешествие» творения Рубо было вынужденным и трагическим.

22 июня 1941 года на Севастополь обрушились первые бомбы с фашистских самолётов.

Спустя год, в этот же день, на здании Панорамы появились первые отметины от осколков снарядов. А ещё три дня спустя бомбы попали в него, вызвав пожар.

Спасли картину моряки — слушатели курсов командиров Береговой обороны ЧФ, подоспевшие пожарные, добровольцы. Бросались в горящее здание, руками и подручными инструментами рвали со стен куски холста. Всего удалось спасти 86 фрагментов. Как выяснилось потом, большая часть сгоревшего — небо. Севастопольское небо 1855 года, окрашенное первыми лучами солнца…

Панорама пострадала и от морской воды: эсминец «Ташкент», последний корабль, уходивший из осаждённого Севастополя, получил пробоину во время авианалёта. Но, к счастью, корабль добрался до кавказского берега.

Фрагментам панорамы пришлось потом выдержать и дальнюю дорогу, и сушку, и новое путешествие. После войны специалисты пришли к выводу, что «мозаику» из 86 частей невозможно сделать одним целым. Поэтому панорама была воссоздана заново художниками ХХ века.

И называлась уже, как и сегодня, «Оборона Севастополя 1854-1856 гг.».

Она осталась детищем Франца Рубо. Но стала смелее, полнее, правдивее. То, что не мог изобразить художник, ограниченный «рамками заказа», дополнило восстановленную панораму.

«Появились эпизоды: «Приезд Н.И. Пирогова на перевязочный пункт Малахова кургана», «Возвращение матроса Кошки на бастион», «Дети у мортиры», «Матрос Трофим Александров», «Атака английской кавалерии на III бастионе», сильнее выявлены линии затопления кораблей, показаны резервы в составе 3-х полков у Лазаревских казарм. Всего новые эпизоды составили 244 квадратных метра живописного полотна», — рассказала Екатерина Бойко.

Казалось бы, трудно современного человека удивить спецэффектами. Тем более таким «простеньким», который применяется в панорамах. А ведь удивляемся, впечатляемся, поражаемся, проходя по кругу, от одного фрагмента к другому.