Отдых с «изюминкой». Каким выдалось курортное лето в Севастополе

Туристы, приезжающие на отдых в Крым, проводят в Севастополе 1-2 дня, чтобы проникнуться историей, красотой и особой аурой города. © / Владислава Макарчук / АиФ

Что сразу замечают приезжие — так это то, что Севастополь не похож на другие приморские города. Прекрасный, белокаменный, в зелени и цветах — но без обычной южной расслабленности. Подтянутый, приветливый, с особым шармом. 

   
   

Одни туристы в Севастополь влюбляются с первого взгляда, другие пытаются разгадывать, как сложную головоломку. Третьи… Ну, насильно мил не будешь, значит, это «не их» город. У Севастополя, как у Ялты или Евпатории, нет долгой курортной истории, под которую он бы выстраивался и менялся. Однако туризм уже стал частью существования города. О том, как прошло курортное лето, об ожиданиях — оправдавшихся и нет, о преимуществах и недостатках отдыха здесь рассказала профессор, преподаватель Севастопольского государственного университета, член-корреспондент РАЕ Рена Тимиргалеева.

От эко-домика до спектакля

Ольга Бурцева, krym.aif.ru:​ Что нового увидели гости Севастополя?

Рена Тимиргалеева: Туристы, приезжающие на отдых в Крым, проводят в Севастополе 1-2 дня, чтобы проникнуться историей, красотой и особой аурой города.

Успехом традиционно пользовались маршруты-экскурсии: «Севастополь — город-герой», «Севастополь — город русской славы». Но туристы, посетившие Севастополь в этом году, проявляли активный интерес к местной культуре, кухне, уникальным объектам размещения. Их привлекал необычный интерьер, экстерьер, расположение в необычном месте. К примеру, гостиничный номер в пещере: такая «изюминка» есть в эко-усадьбе «Эски-Кермен» — в горах неподалеку от Севастополя. Или отдых в горах в эко-усадьбах и эко-отелях с возможностью воспользоваться всеми благами вроде ловли рыбы, пешеходных экскурсий, джипинга, конных прогулок.

— Из-за закрытия авиасообщения многие предпочли ехать на Крымский полуостров на своём транспорте. Где они предпочитали останавливаться?

— Да, было большое число автотуристов, путешествующих самостоятельно (по данным опроса Booking.com, 50% респондентов рассматривают возможность аренды автомобиля, чтобы избежать общественного транспорта — авт.). Они предпочитают автокемпинги и глэмпинги (так называемые гламурные кемпинги, оснащенные всеми благами цивилизации). Здесь важны для наших гостей простор, возможность слиться с природой, определенное уединение. Также автотуристы себя чувствуют более мобильно.     
   

— А чем они интересовались?

— Отмечался интерес к местным рынкам и ремесленникам, к этнокультуре. 

Популярным стал экотуризм: домики в лесу и даже на деревьях, гастрономический туризм, винные туры на винодельни и агрофирмы, устричные фермы. А также катание на багги, яхтинг, дайвинг.

Не обходят вниманием Большую Севастопольскую тропу (БСТ), где сейчас 8 основных и 11 дополнительных пеших маршрутов. Правда, её благоустройство необходимо продолжить: заняться развитием системы навигации, созданием обзорных смотровых площадок, установить туалеты, информационные щиты и т.д.

Средняя продолжительность пребывания на БСТ составила 3-5 часов у 58,3%. А 19,3% путешественников на этом маршруте находились более суток. 

Если говорить о том, как предпочитают гулять по окрестностям Севастополя туристы, то, по данным исследований, проводимых Центром развития туризма Севастополя, 62,3% предпочитают путешествовать по экомаршрутам самостоятельно. 25,5% — в составе экскурсионной группы. 11,4% ответили, что предпочли бы воспользоваться аудиогидом. 

— Севастополь славится событийным туризмом. Какое событие этим летом привлекло большое число гостей?

— Спектакль «Матросская тишина» в музее-заповеднике «Херсонес Таврический». Его привезла труппа московского театра Табакова, которым руководит известный актёр и режиссёр Владимир Машков. Этот опыт нужно обязательно развивать!

Где удобнее — туда и едут

— Какие возможности сегодня у человека, который запланировал поездку, путешествие?

— Цифровые сервисы для туризма — от бронирования поездки, гостиницы до выбора музея и экскурсии, дают возможность создать турпродукт «под себя». Можно спланировать всю поездку, сидя дома на диване. Эта тенденция требует от туристической отрасли изменения подходов к формированию турпродуктов и услуг. 

Туристы предъявляют все более высокие требования к уровню комфорта. Зачастую именно удобства играют решающую роль в выборе места для поездки. Они же оказывают наибольшее влияние на впечатления от отдыха.

— А как себя чувствует турбизнес?

— Сейчас Ростуризмом готовится новый закон «О туризме и туристической деятельности в Российской Федерации». Законопроект вводит ряд нововведений для туротрасли. Например, будет пересмотрена система финансовых гарантий туроператоров, сделан акцент на качество и безопасность туристических услуг, впервые сформулированы виды туристических маршрутов, и прочее.

Прорабатывается вопрос внесения изменений в действующий Федеральный закон о туризме. Речь идёт о введении понятия «гостевой дом» и возможности осуществления предпринимательской деятельности. Это позволит легализовать часть малых средств размещения. 

— Какие у туротрасли Севастополя «больные места»? 

— Номерной фонд требует расширения. Требуется обязательная классификация гостиниц для обеспечения гарантированных и качественных услуг. Необходима дифференциация турпродуктов по набору и стоимости услуг для различных целевых аудиторий. 

Нужно учитывать появление так называемых тревел-блогеров, которые могут как помогать в продвижении турбизнеса, так и откровенно вредить. Перспективным для развития туризма Севастополя будет повышение инновационного уровня экскурсионного обеспечения: внедрение аудио гидов, современных информационных технологий для обслуживания музейных экспозиций. И следует учитывать спонтанные решения туристов в отношении путешествий, что позволяет им снизить риски и избежать разочарований.

— А на чём стоит сосредоточить усилия?

— Развитие молодежного и студенческого туризма позволит молодым людям со всей России путешествовать по доступным ценам, останавливаясь в кампусах и общежитиях вузов Севастополя. Городской туризм поддержат привлекательные события, деловые и спортивные мероприятия, фестивали. Также необходимо системное развитие видов туризма — чтобы обеспечить круглогодичность сезона. В том числе лечебно-оздоровительного, культурно-познавательного, событийного, активного, делового и конгрессного. Особое внимание следует уделить развитию детского туризма в Севастополе. Это будет способствовать не только спортивному, культурному, патриотическому воспитанию подрастающего поколения всех регионов России, но и желанию снова и снова посетить наш замечательный город. Кроме того, каждый ребёнок рано или поздно становится взрослым и самостоятельным, создателем собственной семьи, которой он сможет передать любовь к нашему Севастополю. 

Стоит обратить внимание на проблему пробок на дорогах. На отсутствие парковок, туалетов во многих местах, привлекательных для туристов. На высокие цены, в том числе на стоимость проезда в катерах по «туристическим» маршрутам. Так, достаточно дорого в Балаклаве добираться до пляжей: 300 рублей билет стоит в одну сторону. Семье из четырёх человек нужно потратить 2 400 рублей на одну такую поездку.

Кстати
В рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» и в результате одобренной Ростуризмом региональной заявки в 2022 году Севастополь получил более 334 млн рублей из федерального бюджета на развитие туротрасли. На средства грантов можно будет построить кемпинги, автокемпинги, создать новые авторские маршруты и экскурсии, обустроить туристическую среду для людей с ограниченными возможностями, места отдыха туристов.