Больше не значит лучше? Сколько туристов в состоянии принять Крым

Владислава Макарчук / АиФ

С первого взгляда кажется, что больше — всегда лучше. Ну, если, конечно, речь идёт не о росте заболеваемости или уничтожении морем береговой линии. Для Крыма много лет подряд одним из самых важных показателей было количество прибывших на полуостров отдыхающих. Мало приехало — плохи наши дела, много приехало — трубим в фанфары.

   
   

Наглядный «успех»

И ничего, что в крымский бюджет даже в лучшие годы «капали» крохи по сравнению с неучтёнными доходами тех, кто зарабатывал на туристах. Российский Крым, безусловно, привлекателен для наших соотечественников: в огромной стране не так много курортов у «самого синего моря». И на какое-то время хватит желающих увидеть полуостров. Но смогут ли в республике обеспечить всем место под солнцем, достойные условия и демократичные цены? И, самое главное, устоит ли крымская природа и инфраструктура перед натиском желающих отдохнуть?

Прошлогодний успех в 6,8 миллионов туристов — уже не повод для радости профильных чиновников. Дальнейший рост турпотока требует строительства новых крупных объектов размещения. Иначе отдыхающих поглотит частный сектор, который не очень любят должностные лица - из-за низких налоговых отчислений.

«Инфраструктурные мощности пока не позволяют вводить новые объекты, — говорит министр курортов и туризма Вадим Волченко. — Больше 30 лет ничего не вкладывалось, сети старые, и к ним нельзя подключится».

Оптимальное количество туристов, которое Крым в состоянии «переварить» при нынешней инфраструктуре, не может превышать показателя в шесть миллионов человек. Последствия прошлогоднего успеха до сих пор можно наблюдать в курортных территориях — обилие мусора, следов работы объектов общепита и выносной торговли. Расчищать курортные «авгиевы конюшни» будут ближе к маю, перед началом нового сезона отпусков. 

«Крым интересен жителям всех регионов нашей страны. Многие сохранили свои воспоминания о нем еще из детства. И наша задача сейчас — сохранить этот светлый образ, — считает декан географического факультета Таврической академии Крымского федерального университета (КФУ) Борис Вахрушев. – Поэтому в первую очередь необходимо задаться целью создать необходимую инфраструктуру, расширить границы курорта, а не просто увеличить турпоток до 9-12 миллионов».    
   

Учёный считает, что расширение курортной сферы должно иметь разумные пределы. И, несмотря на несомненную важность туристической отрасли для развития Крыма, главным остается профессионально организованная деятельность по ликвидации ежегодных последствий курортного сезона. Туризм — одна из самых «грязных» отраслей народного хозяйства: важно организовать четкую работу профильных служб сразу после завершения курортного сезона, а не следующей весной. В Евпатории уже судят о росте турпотока по объёму бытовых отходов. Самое печальное, что охраняемые зоны полуострова (ООПТ) в большинстве своем являются таковыми лишь на бумаге. На деле их посещение слабо контролируется, в «заповедные» места туристы заезжают на автомобилях.

«Прививка Крымом»

Радовать, конечно, может то, что хотя бы не стоит вопрос о дефиците продуктов во время курортного сезона — а в советском прошлом с его рекордными цифрами туристов проблема стояла остро. «В то время в магазинах было шаром покати, и продукты приходилось покупать на рынке, где цены были достаточно высокими. Приходилось ухитряться, что-то там покупать и не сильно тратиться при этом», — так вспоминала в своей книге лето 1981 года в Судаке бывшая супруга президента РФ Владимира Путина Людмила. К слову, в том году на полуострове побывали 7,2 млн. отдыхающих, а Крым самостоятельно производил в полтора раза больше мяса и овощей, чем сейчас, почти в три раза — молока.

В наши дни недостатка в желающих доставить продукты в Крым не наблюдается. Тем более что материковая продукция, даже с учётом доставки, выходит дешевле. Другое дело, что цепочка посредников «накручивает» свои наценки — и к конечному потребителю отбивная или помидорный салат доходят с чудовищными ценниками.

Тем не менее Минкурортов РК намерено достигнуть советских показателей в восемь миллионов туристов в год. 

Конечно, для этого необходимо развивать другие направления, как оздоровление, пешеходный и познавательный туризм. С советских времен остались методики, инструкторы и маршруты. Санаторно-курортный комплекс Крыма может предложить методику улучшения состояния здоровья и эффективное лечение многих заболеваний без медикаментов. В СССР курортология работала на то, чтобы государство меньше тратило средств на больничные и инвалидность населения, а больше на профилактику заболеваний. Эти технологии используются до сих пор, проблема только в том, чтобы включить их в медицинскую страховку.

Но в ближайшей перспективе предпосылок для круглогодичной работы крымских курортов нет. Чтобы раздвинуть рамки активного курортного сезона до семи-восьми месяцев, нужны колоссальные инвестиции в материально-техническую базу и грамотные инвестиционные предложения.

«Массовый шаблон сознания: Крым — это тепло. Поэтому предложение отдыха должно быть таким, которое отодвинет на задний план температуру воздуха и морской воды, а вперед выставит оздоровление, культурно-познавательную рекреацию, военно-патриотический туризм, специальные программы для школьников и студентов, — уверена доцент кафедры туризма Таврической академии КФУ Екатерина Лукьяненко. – Я не хочу, чтобы Крым был дешёвым курортом. Разве турки или египтяне хорошо живут? И мы не должны быть бедным курортом. Нам нужно увеличивать разные ценовые ниши.

Когда Крым и материк свяжет железная дорога, к традиционным направлениям добавится молодежный и детский туризм. И здесь речь идет о «прививке Крымом», получив которую в детстве, взрослый человек выбирает полуостров для отдыха.

Расчётов по максимально допустимой антропогенной нагрузке на курорты Крыма нет. Как нет и точного подсчета туристического потока, поскольку в учёт идет количество перевезенных пассажиров авиационным и автомобильным транспортом. Думаю, что как минимум на треть реальная цифра отдохнувших в Крыму отличается от официальной статистики».