Ничем другим, кроме как скукой и выпитым спиртным, не объяснить порыв жителя одного из сёл Симферопольского района. Взрослый, даже можно сказать, зрелый мужчина 41 года решил «пошутить», позвонив в один прекрасный декабрьский вечер на линию вызова «скорой помощи» и сообщив и том, что готовится теракт. Конечно же, информацию передали правоохранителям.
Пьяные, трезвые, хитрые
Ложный вызов — это всегда временные и финансовые затраты, Может случиться так, что из-за чьей-то прихоти специальные службы могут не успеть прибыть вовремя на настоящее ЧП и спасти жизнь.
Однако по системе «101» и «112» ни один звонок не остаётся без внимания: каждый вызов рассматривается и по каждому осуществляется выезд. Оперативная группа выезжает в любом случае, как и пожарный автомобиль или автомобиль аварийно-спасательной службы.
«Мы прибываем, и если вызов ложный, информируем правоохранительные органы, — уточнил заместитель начальника республиканского главка МЧС Алексей Фридман. — Самостоятельно к таким шутникам меры не принимаем, а передаем информацию в ЦУКС (Центр управления кризисными ситуациями), откуда она поступает в МВД».
В МЧС отмечают, что благодаря ряду масштабных чрезвычайных ситуаций — таких, как, например, блэкаут, выброс химических веществ в Армянске, взрыв и массовое убийство в Керчи, сказалось на ответственности граждан. Крымчане стали более собранными и дисциплинированными в вопросах взаимодействия со специальными службами и ведомствами.
«Раньше было много шутников-детей, которые звонили в «101», чтобы просто посмотреть, как большая пожарная машина въезжает в их двор с мигалками. Но даже дети сейчас стали серьезнее, сознательнее», — констатировал Алексей Фридман.
Официально спасатели относят к ложным и такие вызовы, когда проблему ликвидировали ещё до их прибытия. Так из 1242 вызовов по «101» и «112» по 180 ситуациям — возгораниям и задымлениям, звонившие справились самостоятельно.
Не спрятаться, не скрыться
Работники «скорой помощи» тоже говорят о минимальном количестве ложных вызовов. Но их сокращение склонны объяснять не сознательностью и мобилизацией граждан, а неотвратимостью разоблачения.
«Если раньше человек мог позвонить с телефона-автомата, то теперь это изжито, и чтобы скрыть городской или мобильный телефонный номер нужно заранее провести основательную подготовительную работу с использованием прокси-серверов, — указал заместитель директора ГБУЗ РК «Крымский республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи» Андрей Алтухов. — Проблема телефонного хулигана: как позвонить так, чтобы потом за это не отвечать? И, получается, в настоящее время это невозможно сделать, поэтому как хулиганство этот вид развлечений уже исчез».
Ложными вызовами на «скорой» называют такие, где пострадавший в медицинской помощи не нуждается или отказывается от неё. Допустим, лежит человек на скамейке, или на берегу речки, отдыхает. А прохожий заподозрил, что человек нуждается в медицинской помощи, вызвал «скорую помощь», и уже по прибытии бригада выясняет, что с состоянием здоровья у лежащего все хорошо. Но криминала в этом медики не видят.
«Я не считаю, что с этой проблемой нужно бороться. Будет повышаться общая культура в сфере охраны здоровья, люди овладеют навыками оказания первой помощи — у них не будет такого острого страха перед необходимостью подойти к человеку, который может находиться, а может и не находиться в болезненном состоянии», — считает Андрей Алтухов.
Дабы не отрывать медиков от оказания помощи действительно в ней нуждающимся, врачи «скорой» рекомендуют поинтересоваться у предполагаемого пострадавшего, действительно ли ему плохо и нужна ли помощь. Не редки случаи, когда даже с видимыми повреждениями и обильным кровотечением люди отказываются от получения медицинской помощи, даже осмотреть себя не разрешают. В таком случае медицина действительно бессильна.