Севастопольская бухта, конечно, не Керченский пролив. Но, глядя на «стройку века» на восточном берегу полуострова, и севастопольские власти задумались о мосте. Или тоннеле. Или всё-таки мосте?
Большая часть населения Севастополя живет вокруг самой крупной бухты в городе, протяжённость её береговой линии — . Каждый день из северной части в центр и обратно «мигрируют» около 150 тысяч человек. И если погода не позволяет ходить катерам, город превращается в одну большую «пробку».
Плюс бомбоубежище
Новое севастопольское правительство для начала выделило 30 миллионов рублей на разработку проекта переправы через бухту. Разработчикам предложено рассчитать и сравнить два варианта — мост и тоннель.
«В рамках заказа нами предлагается не только решить транспортную проблему, — говорит начальник управления дорожного хозяйства Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Севастополя Антон Ачкасов. — Конструкции транспортного перехода могут быть использованы для пропуска различных инженерных коммуникаций, а в тоннельном варианте использоваться как надежное бомбоубежище для населения в случае военной угрозы. В обосновании проекта будет определена оптимальная трассировка перехода, его тип, произведена оценка целесообразности выполнения работ, прогноз интенсивности движения на 15 и 20 лет, технической возможности и экономической целесообразности строительства».
Идея строительства переправы через Севастопольскую бухту уже получила «добро» российского руководства. Владимир Путин и зампред правительства Дмитрий Козак поручили губернатору Севастополя Дмитрию Овсянникову детально проработать этот проект и через год представить окончательную смету как моста, так и тоннеля.
Самому губернатору, кстати, больше нравится идея тоннеля. По его словам, вместе с ним по дну Севастопольской можно проложить и газопровод, для которого уже были проведены изыскания.
«Мы должны построить кольцевой газопровод, который сбалансирует газотранспортную систему города, — пояснил он. — И если с учетом рельефа дна технически можно построить газопровод, то значит можно рассматривать и строительство тоннеля, не нужно считать его фантазией».
Идея тоннеля под Севастопольской бухтой не нова – ее обсуждают не один десяток лет. Более того, по одной из городских легенд, такой тоннель уже существует, а пробили его якобы еще во время Крымской войны. В 1984 году руководство города даже привлекало к его поиску геологов, но они ничего не нашли — красивая легенда не подтвердилась.
А в 1992 году севастопольские чиновники сделали то же самое, что сегодня затеял Дмитрий Овсянников — заказали разработку проектов моста и тоннеля через бухту. Через два года все технико-экономические обоснования были готовы. Этот процесс курировал заместитель председателя Севастопольского городского совета по исполнительной работе Валерий Иванов. «Мы тогда предложили правительству Украины построить в Севастополе свободную экономическую зону. Без решения транспортной проблемы этот проект был бы невозможен, поэтому мы и попросили киевских специалистов рассчитать несколько вариантов переправы через Севастопольскую бухту. И вот они представили нам четыре версии моста и один тоннель», — вспоминает Иванов.
А может, разводной?
Из четырёх мостов чиновники тогда выбрали такой: по предложениям проектировщиков, начиналась развязка на улице Руднева в Карантинной балке, в центральной части города трасса проходила в выемке с подпорными стенами, а на пересечениях с улицами Кожанова, Хрусталева и проспекта Генерала Острякова предполагалось построить путепроводы. Далее трасса пересекала по виадуку Лабораторную балку, улицу Генерала Мельника, Горпищенко, проходила по территории школы, сворачивала влево и обходила жилой микрорайон с западной стороны. Сам же мост же через Севастопольскую бухту располагался в восточнее портала железнодорожного тоннеля, а на Северной стороне проходил у восточной границы Института ядерной энергии и промышленности.
«Если говорить о тоннеле, он начинался на улице Пожарова, проходил в створе бухт Мартыновой и Константиновской, обходя восточнее мыс Константиновский, — вспоминает Иванов. — Спуск в тоннель с обеих сторон имел предельный продольный уклон в 40%. В связи с необходимостью прокладки тоннеля в толще известняков, верхняя кромка которых в русле бухты опускалась до отметки ниже уровня воды. Длина тоннеля составляла , диаметр – , заканчивался он улице Симонок».
Стоимость обоих проектов рассчитывали в советских рублях — строительство моста и тоннеля оценили в 300 миллионов.
Работа киевских проектировщиков осталась невостребованной. Ни один из их эскизов даже не показали командованию Черноморского флота, а ведь без военных тогда не решался ни один вопрос. Тем более что и сам статус флота был в те годы «подвешенным».
С тех пор многое изменилось, а вот транспортный каркас города остался практически прежним, считает Михаил Юрлов, который был начальником Управления внешних экономических связей Севастополя в 1994-1999 годах. Поэтому, по его словам, с небольшими доработками оба проекта можно реализовать без затрат на технико-экономическое обоснование.
А вот общественники предлагают вообще не тратиться на такие масштабные стройки и воспользоваться опытом Санкт-Петербурга. «Мы считаем, что переправу через бухту лучше организовать в виде разводного моста в районе Константиновского равелина, где ширина залива всего около сотни метров, — говорит председатель общественной организации «Дорожный контроль» Максим Мишин. — Такой мост не нужно поднимать на 35-метровую высоту. Грузовики пусть и дальше объезжают по прежним трассам, а вот легковые автомобили и общественный транспорт можно пустить по этому мосту вместе с пешеходами. По ночам между разведенными пролетами пусть проходят суда. В бухте, как и на Неве, нет больших волн, которые могли повредить такой конструкции».
Смотрите также:
- В интернете появилось новое видео Крымского моста с высоты птичьего полета →
- Инвестор готов вложить в тоннель под Керченским проливом 100 млрд рублей →
- Строители Крымского моста стали героями мини-фильма →