Крымский мост, самый длинный мост в Европе, отмечает первый свой юбилей. Пять лет назад, 15 мая, президент РФ Владимир Путин сел за руль «КамАЗа» – и проехал 19 километров с одного берега Керченского пролива до другого. Автомобильное движение было открыто.
Для всей страны Крымский мост стал больше, чем транспортным переходом. Символом того, что полуостров – часть большой страны. Осознанием, что наша страна может реализовывать огромные проекты, которые требуют современных технологий, немалых средств, подготовленных кадров. Подробности – в материале krym.aif.ru
Задумано давно, сделано сейчас
Идея связать два берега Керченского пролива мостом с железнодорожной веткой родилась ещё в начале прошлого века. Два таких проекта рассматривали во времена правления Николая II. И каждый раз их откладывали до более благополучных времён.
Снова проект выплыл в 30-х годах, но снова был отодвинут из-за нехватки денег. А потом началась война. Оккупировавшие Крым фашисты оценили ценность прямой переправы через пролив. И соорудили в 1943 году канатную дорогу, через которую перебрасывали грузы. Опоры канатки они взорвали, отступая с полуострова.
А вот настоящий мост, с железнодорожными путями, соорудили советские военные инженеры. От косы Чушка на краснодарском берегу до посёлка Жуковка под Керчью встали пролёты моста.
В Крыму живёт человек, которому довелось путешествовать по первому мосту образца 1944 года.
Известный зоолог, природовед, член-корреспондент Крымской академии наук Альфред Дулицкий тогда был шестилетним ребёнком. И вместе с мамой возвращался из эвакуации в Крым: им удалось попасть в воинский эшелон, пересекавший мост через пролив. Детская память удержала некоторые моменты того путешествия.
«Запомнил море по обе стороны, сам полувагон, в котором ехали – в таких перевозят сыпучие грузы, – рассказал он. – И ещё немецкий авианалёт, когда низко летевший самолёт даже сбросил бомбу, но в эшелон не попал. И ещё, как красноармеец бил по самолёту из крупнокалиберного пулемёта, установленного в полувагоне».
Тот первый мост был разрушен в феврале 1945-го во время ледохода. Но о постройке моста говорили и в советское время, и в 90-е годы, и в 2000-е.
А воплощаться идея стала 19 марта 2014-го: на следующий день после того, как Крым вернулся в Россию. В этот день президент дал поручение Минтрансу РФ.
В апреле следующего года начались работы по постройке временных технических сооружений. В этом же году к мостостроителям прибился молодой рыжий котик, который стал символом Крымского моста. От имени кота освещались подробности на всех этапах строительства, и хвостатый приобрёл всенародную известность.
Обследование территории в зоне строительства ознаменовалось лавиной значимых для науки находок. Палеонтологи порадовались: у подхода к железнодорожной части моста выкопали окаменелые останки кита цетотерия. Жил он 10 млн лет назад.
Археологи же обнаружили около миллиона артефактов. Осколки керамики и целые сосуды, голова древнего божества, поднятая со дна моря, одномоторный американский истребитель «Киттихаук», курганы с их содержимым – с чем только не пришлось столкнуться учёным. Нашлось даже целое древнее поселение у села Октябрьское в Ленинском районе, его назвали Манитрой.
Самый длинный и прочный
Всё время, пока шла стройка и расходились по Интернету фотографии и видео процесса, многие украинские политики и общественники доказывали своим гражданам и всему миру, что никакого моста нет. Что это анимация или декорации. Что мост в принципе невозможно построить, а если получится – то он рухнет через несколько месяцев. «Эксперты» всерьёз назначали даты этого события...
А мост строился. В августе 2017-го закончилась установка свай автодорожной части и железнодорожной арки в судоходной части пролива. В конце года мост получил официальное название: Крымский. В апреле 2018-го подошли к концу работы по укладке асфальта. И 15 мая первые машины проехали с таманского берега на крымский!
ДТП на мосту – редкое явление. Первое ДТП на Крымском мосту произошло через две недели после этого события, 1 июня. Легковой автомобиль не разминулся с пассажирским автобусом, пострадал только транспорт. Несколько лет спустя анализ статистики ДТП показал, что чаще всего нарушители правил дорожного движения превышают скорость и останавливаются, чтобы сделать фотографии моста и на мосту. А остановки здесь запрещены.
Крымский мост все эти годы не даёт покоя украинским «ястребам». Многократно звучали заявления о том, что он должен быть разрушен, что это – «цель № 1» для ударов.
8 октября 2022 года в 6.02 грузовик с заложенной в нём взрывчаткой поравнялся с товарным составом, который шёл из Тамани в Керчь. Взрыв грузовика стал причиной возгорания цистерн с топливом в хвосте поезда.
Машинист Керченского участка Джанкойского локомотивного депо Крымской железной дороги Юрий Квашнин и его помощник Виктор Прошин проявили редкое самообладание и мужество. Машинист остановил поезд, его помощник установил «башмаки» под горящие вагоны – чтобы они не покатились по мосту. А затем был отцеплен загоревшийся «хвост» состава. В Керчь локомотивная бригада привела 25 вагонов.
Благодаря этим людям, не загорелись другие цистерны, был миниминизирован ущерб от теракта. Тогда на Крымском мосту обрушились два пролёта автомобильной части. Но уже к вечеру по мосту возобновилось движение поездов, а на следующий день – и автомобилей. Повреждённая часть моста была восстановлена всего за два месяца!
Меры безопасности после теракта стали строже. Но приняты важные шаги и для ускорения прохождения транспорта: всё-таки курортный сезон не за горами. В начале мая глава РК Сергей Аксёнов сообщил, что возможно обеспечить трафик до 30 тысяч автомобилей в сутки. А время ожидания уже удалось уменьшить от часа до пятнадцати минут.
Полноценное автомобильное движение возобновилось в феврале этого года.
Со дня открытия автомобильного движения по Крымскому мосту проехали уже больше 23,8 млн автомобилей. Примерно половина – в сторону полуострова, из которых 130 тысяч — автобусы.
Цифры
- 19 км длина Крымского моста.
- 220 предприятий участвовали в его возведении.
- более 10 тысяч рабочих и 1,5 тысяча инженерно-технических специалистов работали на стройке.
- 227,922 млрд рублей – стоимость строительства.
- 585 опор установлена на всей его протяжённости.
- 47 пар поездов могут проехать за сутки через мост, а по автомобильной части — до 40 тысяч единиц транспорта.
- 9 баллов землетрясения может выдержать мост.
- 100 лет – расчётный срок службы Крымского моста.