Как-то в начале восьмидесятых годов в Крым приехала делегация художников из Рима. Больше всего в обшарпанном и унылом Симферополе тех лет итальянцев поразил… железнодорожный вокзал.
Как вспоминал переводчик Вадим Кухарук, сопровождавший группу, они восхищались зданием вокзала, уверяя, что он выглядит «совершенно по-итальянски» и что они чувствуют здесь себя «как дома». На минувшей неделе, 15 декабря, Симферопольский вокзал отметил своё 70-летие. А 24 декабря — день рождения архитектора, подарившего крымской столице такую «изюминку», Алексею Душкину — 117 лет.
Встречал и провожал Сталин
Построенное в конце позапрошлого века здание симферопольского вокзала, периодически подлатываемое властями, простояло до Великой Отечественной. А потом погибло под бомбёжками и обстрелами. Последним, что взорвали немецкие войска, отступая в 1944 году, была труба котельной вокзала.
Два года спустя началось строительство нового здания. Автор проекта, архитектор Алексей Душкин, представлял «ворота Крыма» в виде воздушного итальянского палаццо. Строительство велось пять лет. В 1951 году вокзал был сдан в эксплуатацию. Его итальянский дворик очень напоминает итальянский дворик в Ливадийском дворце: тот же фонтан, те же клумбы и колонны. На фонтане в итальянском дворике не хватает двух фигурок голубей. Они были убраны сразу же после того, как кто-то заметил, что статуэтки голубей фонтана образуют свастику.
Особое внимание было уделено Сталину. На вокзале, кроме барельефа в здании, ему установили сразу два памятника. На перроне — средних размеров, на привокзальной площади — побольше. Вождь «встречал» всех пассажиров и «провожал» их на привокзальной площади.
Уже в хрущёвские времена оба памятника Сталину были снесены, барельеф в главном вестибюле тоже сняли.
Алексей Душкин во времена возведения вокзала в Симферополе уже считался мэтром отечественной архитектуры. Он родился в селе Александровка, Харьковской губернии, в декабре 1903-го в семье агронома. С семнадцати лет работал грузчиком и техником-строителем в Харькове, затем поступил на химический факультет технологического института, откуда перешел на архитектурный факультет строительного института, который окончил в 1930 году.
Приняв участие в конкурсе на архитектурный проект московского Дворца радио, молодой провинциальный архитектор переехал в столицу. За проект станции метро «Дворец Советов» (сейчас «Кропоткинская») Душкин в 1937 году получил «Гран-при» на Международной выставке в Париже.
Слишком… роскошно
Спустя два года в Нью-Йорке западные коллеги признали шедевром станцию «Маяковская». В московском архиве Союза архитекторов сохранились фотографии, на которых Душкин показывает макет «Маяковской» в Нью-Йорке: построил одну секцию станции в натуральную величину, а с двух сторон поместил зеркала. В результате — бесконечно разбегающиеся арки, нью-йоркцы в восторге, Душкину — первый приз.
По собственному признанию автора, «стальной» образ станции возник у него под впечатлением стихов Маяковского и музыки Баха и Прокофьева. «Алексей Николаевич всегда объединял архитектуру с музыкой, считал их родственными искусствами», — напишет позже его жена Тамара Душкина в своей «Книге воспоминаний».
Подземная архитектура этих станций метро принадлежит к знаковым образцам «сталинской неоклассики», которая сближается благодаря гармоничному сочетанию авангардных конструкций, в частности стальных опор на «Маяковской», с международным стилем ар-деко.
Однако признание мировых специалистов и множество Сталинских премий не уберегли архитектора от политических гонений. В 1955-м Алексей Душкин больше всех пострадал от хрущевского указа «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Поводом стал его вокзал в Сочи.
Московские «генералы от архитектуры» Чечулин, Власов, Мордвинов и другие, тоже не чуждые излишеств, в отличие от Душкина, отделались легким испугом. При этом в ходе борьбы с излишествами в пример ставились душкинские же «Кропоткинская» и «Маяковская» 30-х годов как соответствующие новой эстетике. Но уже без упоминания фамилии автора.
Доносы и клевета менее удачливых коллег сопровождали архитектора всю жизнь. Так, его обвиняли еще и в космополитизме. За то, что публично употреблял слова «капитель», «ренессанс», «архитрав», «барокко». Обруганный и гонимый, Душкин достроил-таки огромный магазин «Детский мир» в Москве (уже без излишеств). И больше ему ничего не дали сделать. Кстати, потом благодаря масштабным аркам, фасадам из стекла, алюминиевым конструкциям и большим площадям «Детский мир» признали первым отечественным универмагом европейского уровня. А Душкин вплоть до своей смерти в 1977 году был вынужден заниматься только преподаванием.
Одновременно с крахом профессиональной карьеры жизнь Алексея Николаевича омрачила личная трагедия — невозможность увидеться с любимым старшим братом, которого он считал погибшим. Брат архитектора, Владимир Николаевич Душкин, покинул Россию с Белой армией восемнадцатилетним юношей. На его долю выпал типично русский эмигрантский путь — из Крыма в турецкий порт Галлиполи. Дальше — русский лицей в Софии, тяжелая работа на угольных шахтах. Во Франции он и осел, а в 1931 году начал заниматься там росписью миниатюрных фигурок.
Спустя двадцать лет Владимира Душкина признали основателем неповторимого стиля миниатюрной пластики, которую расхватывали коллекционеры всего мира. Он много писал, оставив после себя философскую прозу, книгу «Забытые» и несколько рассказов. О том, что его старший брат жив, Алексей Душкин узнал только в середине 50-х, но страх перед карательной системой был настолько силен, что никаких связей он так и не наладил, хотя очень хотел увидеться с ним. Лишь после смерти Алексея Владимир и вдова архитектора Тамара начали переписываться.
Интересные факты:
- На строительстве вокзала работали немецкие военнопленные.
- На циферблате часов, украшенном знаками Зодиака, вместо Девы, Весов и Тельца, изображены Змееносец, Гончие Псы и Лебедь. У остальных знаков нарушена последовательность.
- Первоначально на шпиле башни с часами был золотой пшеничный венок.
- До середины 80-х гг. здание вокзала отапливалось печами.
- В арке вокзала до этого же времени размещалась диспетчерская междугороднего троллейбуса.
- Симферопольский вокзал «снимался в кино». Он мелькал в фильмах «Двенадцатая ночь», «До свиданья, мальчики!», «Женатый холостяк», и других.