История сакского динозавра. Как появился «Бронтя»

Бронтозавр с нападающими на него ихтизозаврами. © / Сайт городского совета Саки

В России немало городов с необычными гербами, от лаконичного чёрного треугольника Магнитогорска до куска мыла, символизирующего главный промысел города Шуи. И животных полным-полно: верблюды, тюлени, медведи, соболи. Но и в этом зоопарке главная фигура герба города Саки — самая оригинальная: динозавр.

   
   
Герб города Саки. Фото: Сайт городского совета Саки

Не верьте, если кто-то будет вас убеждать, что где-то в окрестностях города, прославившегося своими целебными грязями, находили когда-то останки этих древних ящеров. Этого не могло случиться хотя бы потому, что в мезозое на месте полуострова Крым находилось мелкое тёплое море. Никаких скелетов даже водных рептилий сохраниться не могло.

Но от этого история сакского динозавра не становится менее интересной. Досье на этого представителя гигантов могло бы выглядеть так: «Бронтозавр, выполнен в духе реализма и научной достоверности. Год рождения — 1932. Миссия — отбиваться от хищников-цератозавтров. Награждён сакчанами ласковым прозвищем «Бронтя».

Они по сей день здесь, на территории санатория им. Бурденко — Бронтя и его мучители. Гигантский динозавр изогнулся в мучительном рывке, пытаясь сбросить с себя небольшого хищника с гребнем на спине, в мощную ногу травоядного вцепился еще один проворный динозавр. Отдельно возвышается еще одна фигура — это третий хищник спешит «к столу».

«В новом пруде за первым санаторием в живописной скульптурной группе представлен бронтозавр с нападающими на него ихтизозаврами. Ихтиозавр — морской ящер», сообщал довоенный путеводитель по Сакам. Простим авторам палеонтологическую ошибку: вряд ли у них была возможность проконсультироваться со специалистами.

Бронтя, выполненный из композитного материала, честно отстоял на своём островке войну, советское время, безжалостное к некоторым, далёким от идеологии памятникам, перестройку и последующие годы. В разное время скульптурная группа то пугала туристов реалистичными подробностями вроде потоков крови, текущими по телу загнанного хищниками бронтозавра, то заставляла присматриваться: кто есть кто и фигур. Всё зависело от того, кто и в какой манере давал указание «освежить» — то бишь, покрасить, скульптуры.

Автор группы — Сергей Лихошерстов. Судя по упоминаниям в старых газетах, до войны был известным, признанным и «одобренным сверху» скульптором. Урождённый севастополец из мещанской семьи, он ухитрился поступить в Харьковский университет на естественнонаучный факультет. Там, видимо, и «заболел» палеонтологией. Наукой и даже просто преподаванием заниматься ему не довелось: закончил он учёбу в 1917 году, а в Крым смог вернуться только через три года. Но нашёл себя в другом. Много лет подряд он создавал всевозможных доисторических гадов. На старых открытках, которые коллекционеры считают раритетами, есть птеродактили, древние предки крокодилов и прочие чудища. Хотя работал скульптор и над актуальными в советское время изображениями «людей труда». Но от всех работ рано уцелел Бронтя в Саках и один барельеф в Севастополе.