И добро ходит в маске. «АиФ-Крым» побывали в штабе волонтёров

Наталья Дремова / АиФ

Не обманывайтесь вывеской. В этом небольшом кафе в самом центре Симферополя уже давно не коротают вечера компании. Здесь теперь волонтёрский штаб. Сердце и мозг одного симферопольского объединения. 

   
   

Справка
О людях, находящихся в сложной жизненной ситуации и нуждающихся в помощи, можно сообщить на горячую линию в Симферополе: +7978 520 20 20, +7978 910 50 22, +7978 910 50 44.

Ох, уж эти бабушки…

На месте постоянно всего несколько человек. Остальные отзваниваются, отписываются, сообщают о том, что могут сделать за день. Заезжают, чтобы получить продовольственные наборы, которые надо развезти по адресам. Все, как положено, в масках, перчатках, вооружённые санитайзерами.

«Люди постоянно звонят. У меня сердце болит, когда отказываешь!» — волонтёр, член Общественного совета при администрации Симферополя Ксения Дурягина перебирает уже заполненные заявки. Всех жалко, всем хочется помочь. Но люди, они же такие… люди. 

Одни живут в уверенности, что им чего-то не додали. И пытаются вырвать, настоять на своём, даже со скандалом и обещанием жаловаться. Другие растягивают на три дня буханку хлеба и горстку крупы: больше в доме еды нет. Вот они и есть нуждающиеся.

Поэтому каждую заявку приходится проверять. За всё время работы команды волонтёров не было ни одного случая, чтобы нуждающийся человек не оказался ранее в поле зрения органов соцзащиты. И первая проверка идёт по этим данным. 

Затем волонтёры звонят соседям. «И оказывается, что «несчастная голодающая бабушка» имеет хорошую пенсию и дочку с сыном, которые постоянно привозят еду, — рассказывает Ксения. — А позже выясняется, что волонтёрам позвонила дочка этой женщины. Она теперь просто боится приезжать к матери. Потому, что бабулька везде ходит — и по гостям, и в магазин, и на остановки. Родные опасаются. А вот за незнакомых людей, волонтёров, которые тратят своё время и силы, они, видимо, ни капли не боятся».    
   

Кстати, не так уж редко взрослые и вполне обеспеченные дети просят привезти проднаборы своим родителям: самим некогда. 

Но ситуации, как и всё в жизни, не бывают однозначными. Приехали волонтёры по одному из адресов: попросили коллеги из другой организации. И пакеты с едой предоставили. Вот она, нужная улица, нужный дом. Высунулись соседи: к кому? Ах, к этим… Закуску им привезли? 

И вот уже как-то не по себе. Коллеги потом рассказывают: случай тяжёлый. Парнишка из числа сирот, с инвалидностью. Работы нет, зато есть жена, тоже сирота, и маленький ребёнок. Да, может и были раньше какие-то компании и не лучшие друзья-приятели. Но теперь в доме шаром покати, денег нет и еды тоже. Как выжить?

«Думаем о приятном»

В день волонтёрская команда развозит около двух-трёх десятков пакетов с продовольственной помощью. Состав наборов меняется в зависимости от того, какие сети магазинов жертвуют продукты. Но обычно это консервы, крупы, макаронные изделия, растительное масло, чай, овощи, иногда печенье или другие сладости. Одному человеку дней на десять. 

«Всё-таки чаще всего благодарят, — говорит Ксения Дурягина. — Стараемся вспоминать приятное. Как-то меня до слёз довели две девочки. Привезли продукты маме-одиночке, она потом перезванивает, даёт телефон детям, а они наперебой в трубку кричат: «Спасибо! Спасибо за еду!»

Если составлять перечень самых беззащитных и пострадавших в нынешней ситуации, то на первом месте окажутся женщины с детьми. Которые их тянут в одиночку. Да ещё потеряли заработок и живут в съёмном жилье. Бесплатные продукты, конечно, помогут продержаться, но комплексно помочь им можно только в сотрудничестве с соцслужбами.

Самоизоляция вдруг во всех красе развернула некоторые проблемы «мирного времени». Невидимые тем, кто с ними не соприкасался. Есть люди, получающие лекарства по льготным рецептам. В том числе такие, которые надо принимать постоянно, либо строго соблюдать график лечения. Часто лекарство и не одно.

И вот, получил волонтёр заявку на доставку лекарств, взял рецепт, и… начал колесить по всему городу. А одной аптеке нашёл один препарат, на другом конце Симферополя — второй, потом нужно ехать за третьим. Получается, раньше, в обычное время, немолодые и не очень здоровые люди вынуждены были проходить настоящий «аптечный квест»?

После окончания режима самоизоляции волонтёры планируют обсудить на общественном совете с представителями крымского Минздрава выделения хотя бы одной-двух аптек, где можно было сосредоточить весь набор самых востребованных лекарств, выдаваемых по льготным рецептам.

Уже в нескольких крымских городах владельцы общепита выступили с «вкусной инициативой» поддержки медиков. Они предоставляют им бесплатные обеды. В Симферополе тоже такое практикуется. 

Как рассказал куратор этого направления Дмитрий Баранов, один из предпринимателей предложил ежедневно доставлять обеды из своего кафе врачам, которые работают в 7-й городской больнице. Туда, как известно, доставляют пациентов, инфицированных COVID-19. Конечно, в больнице кормят. Но врачам, у которых смена в «грязной зоне» длится по две недели, приятно получить такой гастрономический привет. И осознавать, что им благодарны, о них думают.

Кстати, и волонтёрам это важно.

Они на своих машинах целый день колесят по городу. Некоторые сейчас своего дохода лишились, или тот основательно «просел». Доброе слово, конечно, приятно, но когда кто-то помогает самим добровольцам, жить веселее. Например, на одной из симферопольских АЗС сейчас специально для волонтёров действует скидка. На каждых десяти литрах топлива литр фактически получаешь бесплатно.

Необычное сейчас время. Нелёгкое. Но когда бы мы ещё узнали, как много среди нас тех людей, которым в радость что-то отдавать: деньги, силы, время, энергию, эмоции?

Евгений Дворецкий, автор «АиФ-Европа», г. Гамбург, Германия:
«В Германии любая добровольная помощь, общественная работа — это не удел самых сознательных, «правильных» людей. А самое обычное явление. Считаешь, что можешь быть полезен — вперёд! В конце апреля в немецких газетах промелькнула крохотная заметка, что один депутат баварского парламента две недели законного отпуска провёл… в качестве санитара. В «коронавирусном» блоке районной больницы. И о своём поступке депутат общественность не стремился информировать. По его мнению, никакого подвига или поступка исключительного героизма он не сделал. Открылось случайно. Когда приходит доброволец на такую работу, то у него спрашивают лишь две вещи: как у самого здоровье, и есть ли опыт. Дело здесь привычное — с началом эпидемии, к середине марта, только в университетскую клинику почти двухмиллионного Гамбурга обратилось около одной тысячи человек, согласных выносить горшки и мыть полы. Почти каждый тащил с собой пачку перчаток и запас масок. Кто-то купил для себя и других комбинезоны — увы, они тоже взлетели в цене, хотя и в разумных пределах. В аптеках исчезли, оставались в магазинах стройматериалов. Оказалось, что нужна также обычная одежда — рубашки, блузы, лёгкая обувь, мужская и женская. Чтобы один раз использовать и потом отправить в топку… Так вот, приносили даже с этикетками то, что годами лежало в доме. Мне тоже довелось несколько дней быть волонтёром, хотя на более безопасной работе — развозил на своей машине перед Пасхой пакеты с продуктами пожилым согражданам. Ждали нас люди, в основном, одинокие. И встречали как родных: «Ну, задержись, я вот тут чай приготовила...» А у нас — список, времени нет, желательно до праздника всем продукты привезти. Но главное для добровольцев было то, что видели радостные улыбки. И слышали: «Спасибо, что не забыли!» Очень хотелось тогда обняться с ним, ещё пять минут назад незнакомым человеком, но... Нельзя. Общаемся на безопасном расстоянии. Хотя всякое случалось: одна женщина сказала по телефону: я, мол, пойду поспать, вы там пакет на коврике поставьте. Ну, это её выбор. Хотя вот так оставить перед дверью в многоквартирном социальном доме открытый бумажный пакет, где также бутылка красного вина… Переглянулись с напарницей, и поехали дальше. Стоимость бензина мне тогда компенсировали, за всё остальное — просто спасибо. Без рукопожатия».