У симферопольцев скоро будет очередная возможность убедиться в том, что деньги — зло. Недавно власти заявили о грядущей реконструкции крупнейшего парка крымской столицы.
Три года назад одну он уже пережил. А вот после грядущей Симферополь вообще может потерять эту территорию в качестве парка. Тогда останется развлекательно-спортивная зона с множеством «заманух» для селфи, общепитом и торговыми объектами в обрамлении деревьев.
Стрижём-бреем…
«Помешать этому удавалось редко. Так, в 2012 году, жильцы уже готового дома узнали, что планируется передать под возведение многоэтажки участок прямо перед их жилищем, — вспоминает заместитель председателя Крымской республиканской ассоциации «Экология и мир» Андрей Артов. — И придумали: высадить здесь памятную аллею. Нашли повод — поддержка мужества японского народа, пережившего одно из самых разрушительных землетрясений, случившегося годом раньше. Так появилась аллея японских сакур. Конечно, передать такой участок застройщику власти уже не смогли».
По мнению эколога, да и многих других симферопольских общественников, в масштабной реконструкции парк не нуждается. Следует развивать то, что в нём уже заложено. Всё, что требуется — на основе существующего изначально проекта воссоздать те самые ландшафты. Для этого экологи предлагают формировать многоярусные композиции из кустарников и деревьев, а специалисты-ботаники — высаживать на конкретных участках те или иные травы. Фактически создаются кусочки луга (луговой газон), который не требует никакого ухода.
Сейчас парк напоминает жертву маньяка-парикмахера. Абсурдно, но траву там стригут тотально — везде, что в ландшафтном парке недопустимо. Зато в ведомости расходов можно отразить такого рода «уход». Следствием его стало отсутствие насекомых. И пернатая фауна парка изрядно поредела — есть-то им нечего. Исчезли соловьи, славки и множество других видов. Во время прошлой реконструкции почему-то вырезали под корень кустарники — и жившие там птицы также покинули негостеприимное место. Вороны и голуби остались. Ну, и попугайчики, которых выпускают из вольеров…
Иллюзия выбора
«Хуже всего, что у города нет до сих пор утверждённого документа о том, что и в каких зелёных зонах допустимо, — объясняет Андрей Артов. — Все мы принадлежим к каким-то группам: по интересам, по профессии, по убеждениям. Но невозможно угодить каждому в одном парке. Реконструировать, в теории, парк можно как угодно: понаставить спортплощадок, проложить дорожки для скейтов и велосипедистов — он будет спортивным. Украсить мемориалами в честь людей и событий — будет мемориальным, заполнить аттракционами и пластиковыми жирафами и бегемотами — станет парк развлечений».
Смотреть надо, считает Андрей Артов, на город в целом. Есть генеральный план Симферополя, в котором запланировано увеличение площади зелёных зон общего пользования — до 19 кв м на горожанина. Сейчас на человека приходится 7,2 кв.м, в два раза меньше минимальной российской нормы. И уничтожать ландшафтный парк ради превращения его в место развлечений недопустимо. Нужно искать другие места, где могут быть зелёные зоны. Да, их мало, но они есть. Может быть вынесен из жилой зоны ряд предприятий — и освободившееся место не застраивать, а использовать и под новые скверы и парки, и под спортплощадки, и под мемориалы.
По информации вице-премьера Крыма Евгения Кабанова, уже принято решение о выделении гранта в 1,2 млн рублей победителю конкурса концепций реконструкции парка им. Гагарина в Симферополе. Проектирование же, по его словам, обойдётся в 30-40 миллионов рублей. А ориентировочная стоимость реконструкции — до 700 млн рублей.
Будет ли услышан голос симферопольцев? А как же! Власти запустили уже общественный опрос. И результаты на выходе предсказуемо будут такими, какие требуются. Ибо главное — грамотно поставить вопросы. Например, поинтересоваться, важно ли для человека качество покрытия дорожки? Вряд ли кто-то ответит «нет» — и вот вам мнение общественности по поводу мощения и асфальтирования…
Может, спрашивать надо о другом: нужен ли симферопольцам уголок тишины и покоя, кусочек природы в сердце города? Или они предпочли бы раздробленное на кусочки «по интересам» пространство в брусчатке и пластике.