День рождения для тигра. О зрителях, цирковой дружбе и медвежьем побеге

Директор Симферопольского цирка им. Тезикова Борис Тезиков. © / Симферопольский цирк им. Б.Н. Тезикова

«Просто цирк какой-то!» Вспомните, сколько раз вы произносили эту фразу. Цирк — значит, весело, забавно, неожиданно. 21 апреля мир в девятый раз отметит Международный день цирка. Интересно, что за долгую историю цирка для его чествования придумали отдельную дату лишь в XXI веке.  Об артистах и зрителях, больших и малых переменах, людях и животных, и поговорили «АиФ-Крым» с Борисом Тезиковым — художественным руководителем и директором Симферопольского государственного цирка им. Тезикова.

   
   

Санкции не мешают

Анна Кириенко, «АиФ-Крым»: В календаре такое обилие профессиональных праздников, что удивительно, как эта участь миновала работников цирка. Неужели даже в СССР не было специального дня?

Досье
Борис Тезиков родился в Баку. Окончил Московское цирковое училище, 25 лет проработал жонглёром. Когда произошло разделение СССР, и отечественный цирк переживал не лучшие времена, Борис Тезиков отправился на работу в Мексику, где набирался организаторского опыта у лучших мировых импресарио. В 1997 году возглавил Симферопольский цирк, носивший имя его отца. Имеет звание заслуженного артиста Крыма.
Борис Тезиков: Кажется, был почин сделать его в августе, но он не прижился. Дело в том, что для артистов цирка есть два праздника: день премьеры и день окончания гастролей. Эти праздники соблюдают и отмечают. Особенно премьеру. В нашем цирке традиционно после премьерного представления угощаем коллектив шампанским.

Теперь новый повод появился. По инициативе Всемирной федерации цирка и принцессы Монако Стефании в третью субботу апреля отмечаем праздник циркового искусства и работников арены. Думаю 21 апреля устроить перед цирком какой-то перфоманс. Перед представлением объявим обязательно и поздравим всех. Но вообще надо что-то придумать в этот день, чтобы порадовать себя и зрителей.

К слову, под председательством ее высочества Стефании в январе проходит Международный цирковой фестиваль в Монте-Карло – самый крупный форум, где собираются самые выдающиеся мастера. Я был на последних 10 фестивалях, каждый год езжу, чтобы пригласить участников, лауреатов и победителей фестиваля выступить в Симферополе. 

— А санкции не влияют? Не мешают приглашать к нам артистов?

— В прошлом году у нас работал итальянский дрессировщик, и я спрашивал, не будет ли у него неприятностей по возвращению домой. Он ответил, что его это мало волнует. Мне кажется, что цирк наименее подвержен запретам и санкциям. Сколько за четыре года у нас побывало артистов, сколько наших побывало за рубежом — никаких проблем.

   
   

Украинские артисты тоже приезжают, 10-15 номеров было за последнее время точно. У меня остались прекрасные отношения со всеми цирками Украины. Единственный минус, что мы не можем тесно общаться и ездить друг к другу. Очень дружим с директорами киевского и харьковского цирков, раньше они стабильно приезжали на наши программы. Сейчас им тоже ничего не мешает, но они боятся, что узнают — и не понятно, чем это может обернуться. Ждем, надеемся, что это не надолго и скоро все распри закончатся.

— Как любой жанр искусства, цирк меняется, и даже если взять последние 30 лет – поразительная разница. Вы всю жизнь в цирке, как оцениваете изменения?

— Цирк перешёл не просто на другую ступень — на другой этаж! Если раньше, отправляясь в цирк, мы могли спокойно представить, что увидим: в первом отделении жонглеры и акробаты, во втором – номера дрессировщиков с животными. Сейчас всё по-другому. Программу выстраиваешь так, чтобы она отличалась от предыдущей, и зритель получал удовольствие. Сейчас у нас идет программа Мстислава Запашного, она более традиционная, по старому образцу. К закрытию сезона мы подготовили абсолютно молодежную, современную.

Не только цирк, зритель меняется. Мы же отслеживаем, анализируем. Если раньше основную часть посетителей составляли дети, то сейчас у нас на 75% взрослый зритель. Цирк изменился и внутренне, и внешне. Много света, красивые костюмы, сложные трюки, в каждом номере обязательно драматургия, образы. Поэтому молодым и зрелым очень интересно, поскольку здесь все вживую, без обмана и дублей, нет фонограммы – чистое искусство. А наши дети, к сожалению, сидят за компьютером и бегают по экранам.

— Есть такие постоянные поклонники у Симферопольского цирка, которые не пропускают ни одной программы и покупают билет на одно и то же место?

— Конечно, и я даже знаю, где эти зрители сидят, и здороваюсь лично. Есть такие, что по два-три раза на одну программу приходят, прекрасно ориентируются в жанрах, артистах. 

Ещё дошкольник, но уже артист

– Откуда берутся артисты? Только из цирковых семей? Насколько вероятно, что придет работать человек, родственно не связанный с цирком?

— Прежде всего, из спорта и детских цирковых студий. Видел номера воспитанников детской студии из Череповца – это уже профессиональные артисты! В России очень развиты подобные студии. Наша ялтинская студия «Парад Надежд» тоже интересна, но она одноплановая — пластический этюд. А в больших городах обучением занимаются разноплановые артисты, вышедшие на пенсию. В Москве масса прекрасных студий, потому что там 70% звезд манежа прежних лет живут, и они преподают цирковое мастерство.

У меня тоже есть мысли сделать студию при цирке, но нужны специалисты, и пока нет четкого понимания, как эту идею воплотить.

— Есть обратная сторона медали – цирковые дети. Фактически у них нет выбора профессии, поскольку живут они манежем и им воспитаны. Быть частью династии — эта ответственность по силам ребенку?

— Наши дети в 90% случаев идут работать в цирк. Они здесь рождаются, здесь живут, и жизни вне манежа у них мало. Есть, конечно, те, кто уходят из цирка, особенно если родители пережимают с воспитанием. Была недавно программа, где пятилетняя девочка выступает со своими родителями. Ежедневно у ребенка 4-5 часов репетиций, плюс к этому занятия по художественной гимнастике, и выступления. Конечно, из нее будет толк, если она не возненавидит цирк.

В следующей программе будет выступать шестилетняя воздушная гимнастка, победительница конкурса «Синяя птица». Она уже зрелый мастер.

— А вы внука своего не готовите к будущей цирковой жизни?

— Нет. Он любит цирк как зритель. Да и растёт он дома, а не на манеже. В любом случае, ребенок должен сам проявить большой интерес к цирку. Меня никто не заставлял, я сам принял решение стать жонглёром, дочь моя хотела стать артисткой цирка, великолепно танцевала на проволоке, но передумала и стала цирковым режиссёром.

— Рождённые в цирке животные тоже заранее обречены прожить на манеже свою жизнь. Интересно, дрессировщики отмечают дни рождения своих питомцев? 

— Дни рождения отмечают точно — тиграм, львам, собакам, лошадям, обезьянам. Даже фотоальбомы делают из снимков, где годик отметили, где уже два. Очень щепетильно относятся. Поэтому жалеть цирковых животных не стоит. Редко когда дрессировщики приобретают кого-то в зоопарках или питомниках. Скорее, когда питомцы уже не могут работать в программе, их пристраивают в зоопарки. Буквально на днях в сафари парк «Тайган» поехал вышедший на пенсию медведь.

Симферопольский цирк Фото: Симферопольский цирк им. Б.Н. Тезикова

В нашем цирке много лет работал дрессировщик с шимпанзе. У него их четверо было. Один умер в Харькове во время гастролей. Так выехали в лесополосу, выкопали могилку и похоронили. 

— Не помню ни одного курьёзного случая в Симферопольском цирке. Их действительно не было?

— Слава богу, нет. Был один случай при моем отце, он же был директором Симферопольского и Ялтинского цирков. Как-то во время выступления в Ялте медвежонок рванул в центральный проход. А цирк летний, всё открыто. Поймали его уже около автовокзала. Причём бежал он так быстро и целенаправленно, будто на автобус опаздывал. Хотя сама ситуация была не из смешных.

— Вы уже задумывались о том, кому дела передавать будете?

— Не думал. Хотелось бы продолжить династию, но в каждой профессии и деле должен работать человек, который знает свое ремесло изнутри и любит эту работу. Потому что работать только за зарплату не очень хорошо получается. Кстати, сейчас в России мода пошла: уже каждый второй цирк возглавляет женщина. А в нашем цирке все женщины и красивые, и смелые.