Царица полей возвращается. О первых шагах и будущем Крыма

Командировка у инструктора сельского хозяйства, надворного советника Антона Недзельского была длительной, важной и ответственной. Ему предстояло в нескольких странах изучить опыт разведения лекарственных и «промышленных» растений. Департамент земледелия и сельской промышленности особенно заинтересовался его докладом из «турецкой области Румелии, село Казанлык». Так звучал адрес в 1875 году, когда Болгария не обрела ещё свою независимость от Османской империи.

   
   

А писал Недзельский о розе…

Колючая посылка

Казанлык — давно уже не село, а город, по сей день остаётся сердцем эфиромасличной промышленности Болгарии.

Почти полтора века тому назад оттуда в Крым были присланы 300 кустов знаменитой казанлыкской розы. Выписало их, по рекомендации того самого надворного советника, Министерство государственных дел и имуществ.

Кусты уехали в Севастополь, к Недзельскому. Он из Казанлыка вернулся самым настоящим энтузиастом разведения розы. Его рассказы о котловине с плантациями роз, о получении драгоценного масла, и, самое главное, о стоимости продукта, привлекли нескольких местных инвесторов. Крымский пионер эфиромасличной отрасли выкупил семьдесят десятин земли под Севастополем под питомник. Конечно, там он посадил и другие растения, которые хотел акклиматизировать в Крыму, но немало внимания уделял розовым кустам. В 1879 году увидели свет его «Записки о воспитании Казанлыкской розы с промышленной целью».

Пять лет спустя другой энтузиаст — владелец специального питомника роз под Симферополем, Иван Гроссен, из выращенных на своей опытной делянке казанлыкских роз, получил масло. В Никитском ботаническом саду в это время тоже был участок с розовыми кустами.

Казалось: ещё пять-шесть лет, ну, может, восемь-десять — и на полуострове появятся первые розовые плантации.

   
   

Но не появились.

Государство тогда могло одобрить чью-то инициативу. Но не начать почти с нуля работу над совсем новой отраслью. Тех же, кто мог вложить большие деньги в розовые плантации, новизна пугала. Кроме того, оказалась, что казанлыкская роза плохо переносит частые для предгорий заморозки. Болгарскую «гостью» нужно было приучать к местным условиям.

Богатое прошлое

В 1920 году Крым стал частью нового государства. И, если честно, сначала здесь уж точно было не до роз.

Но уже в 1923 году в Крым прибыл сотрудник Московского химико-технологического института Борис Рутковский. Узнать, что осталось от опытных делянок эфиромасличных культур в Никитском ботаническом саду, изучить архив прежних наработок. «Имеются питомники казанлыкской розы (для ½ десятины), — отметил он. — Растёт в Крыму лучше, чем где бы то ни было в России. Масло, получающееся из неё, исследовано, причём выяснено высокое его качество».

Первая промышленная плантация розы появилась в Крыму только в 1929 году, и занимала всего шесть гектаров. За следующие годы посадки розы — а для них выбраны были Ялтинский, Алуштинский, Симферопольский и Судакский районы, — увеличились. И перед войной составляли 846 га.

Великая Отечественная война и оккупация полуострова ударили по всем начинаниям и достижениям. Но эфиромасличная отрасль пострадала неравномерно. Например, полностью были уничтожены все посевы шалфея, в том числе и новые продуктивные сорта, выведенные крымскими учёными. А вот розовые плантации там, где не шли боевые действия, не просто уцелели. За ними продолжали ухаживать — оккупанты прекрасно знали цену этому богатству. В коллекции крымского краеведа Владимира Саенко хранится снимок, сделанный в 1942 году немецким военнослужащим: девушки работают на розовом поле в окрестностях Симферополя.

После освобождения Крыма плантации восстанавливали, крымские специалисты улучшили технологию по извлечению масла: из килограмма лепестков получали уже не 400-500 граммов, а 900 грамм масла. Селекционеры вывели «закалённый» сорт «Красная крымская роза», которая хорошо себя чувствовала даже в степных районах.

«Золотое время» розы в Крыму — это 70-80-е годы. Тогда СССР не только полностью обеспечивал себя эфирными маслами, но и экспортировал. 1370 гектаров на полуострове было занято розой…

Точка возврата

Четверть века с момента распада Советского Союза оказались тяжелейшим временем для эфиромасличной отрасли в Крыму. Площадь плантаций розы сейчас практически равняется той, с которой девяносто лет назад начинался расцвет этого направления.

ДОКТОР С/Х НАУК, ДИРЕКТОР НИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА КРЫМА ВЛАДИМИР ПАШТЕЦКИЙ:
«Я уверен, что Крым — не житница России. Это — сады, виноградники и плантации эфиромасличных растений. Как начиналась отрасль при Советском Союзе? Правительство заявило: обратить внимание на лекарственные растения! В постановлении было расписано каждому региону: что должен «дать на стол». И сейчас не надо ничего нового придумывать. Нужна программа развития! Есть препятствие: сейчас эфиромасличные растения не приравнены к сельхозкультурам. Это означает, что их выращивание не поддерживается государством. Недоступны компенсации за посадки, сельхозссуды, гранты, участие в программах, и прочее. Но чем они хуже винограда, пшеницы, малины? Эфироносы выгодны тем, что многие являются многолетними. Лаванда растёт 25-30 лет, роза — 20, шалфей и иссоп — по 7-9. А вот земля — не проблема. Даже если частники решат на одном своём гектаре высадить розу, мы дадим саженцы, научим ухаживать, готовы будем через год-два приехать на это поле, чтобы снять и на месте переработать урожай в передвижной установке. И отдать либо масло, либо деньги за него. Выгодно? Сегодня при урожайности пшеницы в 23-25 ц/га продать зерно с гектара можно где-то за 30-35 тысяч. Затраты — около 20. Чистый доход — 10-15 тысяч. А возьмём лаванду: затраты на гектар за три года — 600 тысяч рублей. Но затем с гектара можно получить от 50 до 80 килограммов масла. Даже если цену его взять ниже средней, где-то по 7,5 тысяч рублей — и доход с гектара от 450 тысяч! А роза даст ещё больше! С гектара мы можем собрать 3-4 тонны, а хорошая роза может дать и до 5 тонн лепестков: это 5 килограммов масла. В деньгах по нынешним ценам — 750 тысяч рублей. Кому же не выгодно, если через семь-восемь лет в Крыму будет тысяча гектаров розы? Однако крымский частник вложить в эфиромасличные культуры значительные деньги не может. Но вот если подготовить программу развития, вернуть эфиромасличные в перечень сельхозкультур, дать в лизинг технику… Это же сырьё для фармацевтики, лекарства! Китайцы в последнее время в два раза увеличили вывоз из России лекарственных растений — так давайте же учиться чему-то хорошему! А сколько работы мы дадим людям, будет возможность сохранить и передать дальше весь накопленный опыт ухода за эфиромасличными культурами. Фестивали лаванды и роз, которые проводятся в Крыму, нужны для того, чтобы показать перспективу, наши возможности. Уже имеющуюся основу, на которой можно выстраивать цветущее будущее Крыма».

Но всё-таки разница есть.

В Крыму не прекращалась научная и опытная работа. По сути — подготовка к тому времени, когда инвесторы «распробуют» привлекательность проектов, связанных с выращиванием и переработкой крымской розы. К услугам человека, готового вложить средства, вся научная база — от пригодности почв для выращивания розы в разных уголках полуострова до подбора сортов крымской селекции.

Наша страна, к слову, продолжает экспортировать эфирные масла — в том числе, розовое. Потребность в нём могли бы полностью закрыть посадки на 2,6-3 тысячах гектаров. Крым мог бы культивировать розу не менее чем на 1,5-2 тысячах га.

Сейчас, в основном, на полях можно увидеть эфиромасличную розу сорта Радуга. Выведенные несколько лет назад НИИ сельского хозяйства Крыма сорта Лань и Лада стойкие к заморозкам и дают не меньше масла, чем другие. А всего крымские учёные за всё время исследований эфиромасличных культур вывели 10 новых сортов розы.

Специалисты — от учёных до людей, имеющих опыт в уходе за розой, в Крыму есть. Технологии переработки сырья имеются. Земли, а также готовность их владельцев заняться розой — тоже.

Это и есть «точка возврата».

Не первый год в Крыму проводятся фестивали лаванды и розы. Каждый собирает тысячи участников и гостей. В этом году впервые фестиваль розы пройдёт на цветущем поле с 21 по 24 июня. В связи с усилением режима повышенной готовности, сцена будет работать с 13 до 16:00, а запись на экскурсии для организованных групп ведётся через форму регистрации на сайте roza-fest.ru.

Изюминкой фестиваля станет конкурс «Царица роз», где крымские девушки-болгарки покажут национальные костюмы, продемонстрируют различные умения — в том числе, посоревнуются в сборе розовых лепестков. Из них прямо на поле, в передвижной установке, будет произведено розовое масло.

Фото: Розафест

Между прочим, у болгар в Крыму своя давняя история. Переселяться на полуостров они стали во второй половине XIX века. По данным первой российской переписи 1897 года, в Крыму насчитывалось почти 7,5 тысяч болгар? Немного? Но тогда всё население не дотягивало до 550 тысяч человек. И болгары по численности занимали 11 место среди 24 самых многочисленных народов полуострова! Самой многочисленной была колония в Старом Крыму: целое предместье города получила название Болгарщина. Перед Великой Отечественной войной на полуострове жили больше 15 тысяч болгар.

По сей день крымские болгары поддерживают связь со страной, откуда когда-то приехали в Крым их предки.

«Крым и Болгарию объединяет сходство природно-климатических условий, — отметила организатор «Розафест», руководитель Центра болгарской культуры им. Ивана Вазова Алла Аман-Кустадинчева. — Мы очень надеемся, что международный форум болгарской культуры в Крыму «Розафест» будет способствовать развитию крымско-болгарских отношений в сельскохозяйственной сфере для возрождения былого сотрудничества в эфиромасличной отрасли обеих республик».

По ее словам, цель форума «РозаФест» в Крыму — объединение усилий науки, бизнеса, власти, общественных организаций, финансового и интеллектуального потенциала регионов. Он даст старт более тесному сотрудничеству Республики Крым и Республики Болгария, укрепив российско-болгарскую дружбу.

С программой фестиваля можно познакомиться на сайте: roza-fest.ru.