В Крыму отменили многие ограничения, связанные с распространением коронавируса. Болеющих «короной» заметно меньше. Но никто не отменял сезонные вирусы, инфекции и обычные простуды. Как крымская первичная медицина пережила пик нагрузки — в материале «АиФ-Крым».
Стало легче?
Штамм «Омикрон» врачам принёс определённые сюрпризы. Если раньше, когда «царили» его собратья, заболеть мог один или два человека из семьи, то теперь коронавирус поражал всех, кто контактировал с заболевшим. С разницей в несколько дней или даже неделю. К счастью, заболевание протекало легко, и госпитализация требовалась редко.
На семейных врачей и участковых терапевтов нагрузка была чудовищная: до 300-400 вызовов на дом в сутки. Кстати, они тоже начали болеть. На смену им выходили другие врачи, привлекли даже узких специалистов.
Первичную медицинскую помощь, рассказала главный внештатный специалист-терапевт Минздрава РК Ольга Барило, оказывали урологи, гинекологи… Незаменимыми оказались студенты-медики. Они обзванивали пациентов, которые находились на амбулаторном лечении, доставляли медикаменты, помогали на приёмах.
Сейчас градус напряжения чуть снизился, но крымчане продолжают болеть.
Та лёгкость, с которой переносится «Омикрон», не гарантирует того, что болезнь пройдёт без последствий. И не надо, почувствовав недомогание, настраиваться на трудовые подвиги. Даже если нет высокой температуры.
«7-8 дней желательно провести дома, полностью пролечиться», — советует Алексей Музыка.
«Не хочу» и «не буду»
Во всех поликлиниках Крыма ведётся приём пациентов с COVID-19 и тех, кто имеет симптомы ОРЗ или ОРВИ. Многие люди прикреплены не к ближайшим поликлиникам, а к тем, что выбрали сами. И на другой конец города участковый терапевт к ним не поедет. А в Симферополе есть вообще районы, которые вообще в зону ответственности ни одной поликлиники не входят. Это, например, поселки садоводческих объединений с капитальными домами, где люди живут круглый год. И они идут в ближайшее медучреждение.
Поэтому своя «красная зона» есть и поликлиниках. Это кабинеты, где берут мазки на тестирование, где проводят приём инфекционисты и другие врачи.
«Плановые записи к врачам в поликлиниках отменили, чтобы разделить потоки людей, в регистратурах звонившим объясняли: если нет насущной необходимости в помощи, лучше не приходить, — вспоминает Алексей Музыка. — Потому, что в «пиковые» недели было огромное количество и бессимптомных больных. Например, без температуры, ощущавших лишь ломоту в теле. Определить на глазок, у кого что, невозможно».
В поликлиниках сейчас ждут возобновления детской и взрослой диспансеризации. Пока это мероприятие в широких массах большим успехом не пользуется. На одного человека, который рад обследоваться, приходится два, которые не хотят терять время. Или просто не желают ходить по врачам.
«Обращаются в поликлиники, конечно, когда уже есть какие-то симптомы, — констатирует Ольга Барило. — И вряд ли это ранний этап заболевания. Ранний можно обнаружить при проведении профосмотра, когда человека еще ничего не беспокоит».
Для людей от сорока лет диспансеризация теперь ежегодная. Для тех, кто моложе — профосмотр раз в год, и углубленное обследование раз в три года.