Безопасность и время. За «круглым столом» обсудили электронные сервисы ФСС

«Круглый стол», посвященный электронным сервисам ФСС. © / Фонд социального страхования

Самым дорогим и невосполнимым ресурсом сегодня считается… время. У каждого человека есть множество дел и забот, которые откладываются «на потом» как раз из-за нехватки времени. Когда-то часы, дни и недели уходили на то, чтобы получить необходимые документы или услуги. Сегодня многие из них оформить можно, не выходя из дома. Фонд социального страхования (ФСС) РФ предоставляет 18 видов услуг, половина которых адресована физическим лицам, остальные — работодателям. И все они доступны дистанционно.

   
   

25 сентября при поддержке издательского дома «Аргументы и факты» прошло заседание «круглого стола», посвящённое электронным сервисам ФСС. Участники обсудили актуальные вопросы получения услуг и документов, а также действующие на территории Крыма проекты. 

Как сообщил заместитель управляющего отделением ФСС РФ по РК Сергей Бугаёв, в республиканское отделение в 2019 году поступило более 263 тысяч заявлений на предоставление государственных услуг. Для сравнения, годом раньше их было получено свыше 256 тысяч. За первое полугодие 2020 года — более 138 тысяч заявлений. «На все 18 видов госуслуг, которые оказывает ФСС, заявление можно подать удалённо, — пояснил Сергей Бугаёв. — Плюсы очевидны: никаких очередей, оформление заявления в любое удобное время, экономия времени сотрудников, снижение бумажного документооборота». 

Правда, в некоторых случаях от заявителя требуется лично предоставлять оригиналы документов. Но постепенно и их количество снижается. Например, в этом году для получения госуслуги по обеспечению инвалидов средствами техническими реабилитации по индивидуальной программе, оригинал документов уже не требуется. Такая же норма теперь действует и в отношении работников, пострадавших на производстве.

Социальный навигатор

Общество сегодня делится на тех, кто «дружит» с Интернетом — и теми, кто уверен, что в виртуальном мире ему никак не освоиться. И среди них много пожилых людей. Однако разработанное по заказу ФСС приложение для мобильного телефона настолько понятно и удобно в пользовании, что каждому по силам сделать его своим незаменимым помощником. Называется приложение «Социальный навигатор».

Итак, на что же способен этот помощник? С его помощью можно узнать о доступных услугах и документах, которые требуются для их получения. Никаких звонков и, тем более, походов в разные организации! Просто нужно выбрать те услуги Фонда, которые отвечают жизненной ситуации человека — и направить заявление на их получение.

«Социальный навигатор» помогает рассчитать положенные пособия и узнать актуальный размер фиксированных выплат. Можно отследить, на каком этапе выполнения находится запрошенная услуга. И приложение может служить… проводником. На нём отображаются все находящиеся в шаговой доступности социальные объекты. «Социальный проводник» сам выстраивает удобный маршрут к ним.

   
   

Электронный листок нетрудоспособности

Одной из самых востребованных услуг стал электронный листок нетрудоспособности (ЭЛН). Это один из самых масштабных проектов Фонда социального страхования РФ. И, учитывая современные реалии — исключительно актуальный.

«Электронные листки нетрудоспособности выдаются во всех регионах страны, собираются в единую базу, — сообщила начальник отдела страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регионального отделения ФСС РФ по РК Елена Столыпинская. — В 2017 году только 0,3% больничных выдавались в электронном виде. В следующем году их уже было 6,2%, в 2019-м — 40,6%. А уже в первом полугодии этого года 58,9% всех листков нетрудоспособности выдано в электронном виде».

Каждый день крымчане получают около 300 ЭЛН: это и удобно, и избавляет от лишнего похода в медучреждение. На руки пациент, подписавший заявление о том, что хочет именно «электронный бюллетень», никакой листок не получает, он не нужен. После того, как врач делает вывод о том, что пациент выздоровел, гражданину сообщают номер ЭЛН. Его он передаёт в любом виде — по телефону, электронной почте, любому электронному приложению в бухгалтерию своего предприятия. Бухгалтер имеет доступ в общую базу, по номеру находит больничный, проводит расчёты: сколько предстоит выплатить болевшему сотруднику — и направляет данные в региональное отделение ФСС. А Фонд перечисляет пособие.

«Уменьшаются расходы на производство бумажных бланков, усиливается контроль за расходованием средств ФСС — система прозрачна для контроля, — перечисляет преимущества электронного листка нетрудоспособности Елена Столыпинская. — Экономится время врача, пациента, снижается необходимость пребывания в местах скопления людей».

Открытый контракт

Фонд социального страхования делает немало закупок. От путёвок в санаторий до инвалидных колясок, слуховых аппаратов, тростей, средств ухода, и многого другого. Конечно, инвалидам, их родным, да и множеству обычных людей не всё равно, куда и как тратятся огромные деньги. И в ФСС этого не скрывают: закупки проводятся максимально прозрачно. Любой желающий может стать «ревизором», или высказать свои предложения: где можно купить какие-то средства реабилитации качественнее и дешевле.

Для этого и было создана электронный компонент «Открытый контракт» (ok.fss.ru). «Здесь выкладываются сведения о предстоящих закупках на сумму свыше миллиона рублей, — рассказала заместитель управляющего отделением ФСС РФ по РК Светлана Перегуда. — Данные включают в себя техзадание, информацию о начальной максимальной цене контракта, требования к участникам, статус закупки, обращения и ответы на них. Просмотреть всё это может любой посетитель сайта, а также принять участие в общественном обсуждении закупки».

Что это даёт? Таким образом все могут участвовать в общественном обсуждении планируемой закупки, высказываться, насколько выполнимы ее условия. Все это в конечном итоге позволит значительно повысить качество, эффективность и результативность закупок Фонда.

Отсрочка по уплате взносов, проверки и полная информация о расчётах

В связи с распространением новой коронавирусной инфекции Правительством Российской Федерации приняты меры по обеспечению устойчивого развития экономики. Так, например, для малых и средних предприятий, из наиболее пострадавших от COVID-19 отраслей экономики также есть хорошие новости от Фонда социального страхования. Постановлением правительства предусмотрен перенос сроков уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: за март 2020 года до 15.10.2020, за апрель 2020 года до 15.11.2020, за май 2020 года до 15.12.2020, за июнь 2020 года до 15.11.2020, за июль 2020 года до 15.12.2020. Об этом рассказала Ирина Воронова, начальник отдела администрирования страховых взносов Государственного учреждения-регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым

Еще одна мерой поддержки страхователей стало предоставление Фондом социального страхования Российской Федерации отсрочки (рассрочки) по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессионального заболевания.

«Отсрочки (рассрочки) предоставляются на основании информации, полученной от налоговых органов о принятых решениях о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов в соответствии Правилами, утвержденными Постановлением № 409, на те же сроки, на которые предоставляется отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов налоговыми органами. Решение о предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний отменяется Фондом социального страхования Российской Федерации с начислением пеней со дня, установленного Федеральным законом для их уплаты, в случае, если по информации, полученной от налоговых органов, решение о предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов отменено налоговым органом» — добавила Ирина Воронова.

Кроме того, до 1 января 2021 года отменяется проведение плановых и внеплановых выездных проверок страхователей, за исключением внеплановых выездных проверок на основании поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. А контроль осуществляется путём проведения камеральных проверок страхователей на основании имеющихся в территориальных органах ФСС РФ документов, а также представленных страхователем копий документов, необходимых для проверки, с применением дистанционного взаимодействия со страхователями. 

Для того, чтобы следить за своевременной уплатой страховых взносов и не допускать просрочек и начисления пеней, руководители крымских предприятий могут принять участие в проекте Фонда «Информирование страхователей», и получать информацию обо всех изменениях в законодательстве Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования по электронной почте. Страхователям будет доступна информация об изменении реквизитов, сроках уплаты страховых взносов, сроках предоставления отчетности, изменении форм отчетности и порядка их заполнения. Также можно будет узнать о возможной переплате или задолженности по страховым взносам, предстоящем обучении страхователей по вопросам обязательного социального страхования и иной важной оперативной информации.

Для регулярного получения актуальной информации на адрес электронной почты страхователю необходимо заполнить форму заявления на сайте регионального отделения Фонда: r82.fss.ru  и предоставить оригинал или скан копию подписанного заявления в филиал Регионального отделения Фонда по месту регистрации любым удобным способом: по адресу электронной почты anketa@ro91.fss.ru, почтовым отправлением или лично.

Уже больше половины страхователей от общего количества страхователей приняли участие в проекте.

Обеспечение предупредительных мер

А чтобы поддержать работодателей в стремлении обезопасить рабочие места, уменьшить вред, причиняемый здоровью сотрудников и обеспечить проведение ежегодных медицинских осмотров Фонд социального страхования компенсирует часть расходов на эти мероприятия. С каждым годом всё большее количество предприятий пользуются своим правом получить финансовое обеспечение за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, сообщила Юлия Белова, начальник отдела страхования профессиональных рисков Государственного учреждения-регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым.

В 2020 году в бюджете Регионального отделения Фонда на финансовое обеспечение предупредительных мер запланировано 46 720 ,00 тыс. руб., при этом фактическое согласование по состоянию на начало сентября получили 285 страхователей из 293 представивших заявления на общую сумму 36 348,38 тыс. руб. Больше половины средств пошло на проведение периодических медицинских осмотров — 18,6 млн руб. или 51,3%. Ещё чуть больше четверти (9,2 млн руб. или 25,2%) было потрачено на приобретение средств индивидуальной защиты работникам. 7,2 млн руб. или 19,3% работодатели израсходовали на проведение специальной оценки условий труда. И остальные средства пошли на прочие мероприятия. 

Расширен перечень мероприятий, подлежащих финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов. В частности, в 2020 году компенсации подлежат расходы на приобретение одноразовых масок и респираторов, бахил, перчаток, противочумных костюмов 1 типа, одноразовых халатов. На приобретение дезинфицирующих салфеток и кожных антисептиков, рециркуляторов воздуха, средств для комплексной обработки транспортных средств, транспортной упаковки материалов, оборудования, продуктов, служебных помещений, контактных поверхностей. А также на приобретение термометров.

Дополнительно Фонд компенсирует расходы на проведение лабораторного обследования работников на COVID-19.

На сегодняшний день за компенсацией обратились уже более 10 страхователей, согласованная сумма составила более одного млн рублей.

Фото: Фонд социального страхования