Геология и активная застройка. Почему оползней в Крыму становится больше?

Алексей Юхтанов / АиФ

Всё чаще крымчане слышат и читают сообщения о том, что на полуострове активизировались геологические процессы. Осенью обрушились камни на дорогу в Гурзуфе, в декабре камни и земля сошли на участок трассы Севастополь - Ялта, в середине января семитонный обломок скалы нарушил движение на дороге в районе села Фруктовое Бахчисарайского района. 

   
   

Недавно учёные заговорили об активизации Учкуевского оползня в Севастополе — там еще прошлым летом обрушился участок склона, «прихватив» с собой несколько строений. Что происходит и какими бедами грозят полуострову проснувшиеся силы?

Старые и новые

Крым — тектонически неустойчивая зона, где специалисты чуть ли не еженедельно фиксируют мелкие колебания земной коры в акватории Чёрного моря. Не отстаёт и суша — 35% территорий Крыма площадью 10170 кв. км признаны оползнеопасными и потенциально оползнеопасными. 

«Единого принятого кадастра оползней на территории Республики, к сожалению, не существует, - рассказывает директор ГКУ РК «Противооползневое управление» Денис Бусыгин. — Мы обычно используем каталог, составленный в свое время Ялтинской инженерно-геологической партией, который сегодня ведет ГУП РК «Крымгеология». По состоянию на 2018 год зарегистрировано 1602 оползня, а с учётом не зарегистрированных их около 2000 и более. Из них около 40% — техногенного происхождения».

Часть этих оползней известна давно, но есть и новообразованные: например, оползневая система «Савакская», развивающаяся в районе бывшего полигона ТКО «Гаспра», оползень в селе Нижнее Запрудное, деформирующий частную жилую застройку и дорогу, оползень по ул. Туристов в Алуште. Все они выявлены по результатам рекогносцировочных обследований.

Кстати
Самый масштабный из известных оползней Крыма — Кучук-Койский (недалеко от Симеиза). Знаменитый академик натуралист Пётр Симон Паллас писал: «Обвал в Кучук-Кое произошел 10 февраля 1786 года, когда поверхность земли начала давать трещины и провалы, и в тот же день речка, на которой стояли две небольшие мельницы, пропала среди этих трещин... Затем, вся местность, начиная от стенообразного уступа горы и до самого моря, около полуночи внезапно обрушилась при страшном грохоте и треске, и продолжала обваливаться до 28 февраля, образовав ужасную пропасть».
Среди мощных оползневых систем специалисты Противооползневого управления называют участок у Ангарского перевала, расположенный ниже поста ГИБДД автодороги Симферополь – Алушта. «Такие оползни опасны масштабностью возможных последствий и трудностью их ликвидации – восстановление, например, обрушившейся автомобильной дороги с учетом времени на изыскания и проектирование может занять даже не месяцы, а годы, при этом стоимость может достигать нескольких миллиардов рублей», — объясняет Денис Бусыгин.

По словам экспертов, наиболее подвержены оползневым процессам южные склоны Главной гряды Крымских гор — от мыса Айя до мыса Ильи. То есть от Фороса до Феодосии. Именно в этом районе зафиксировано наибольшее количество оползней (более 1000). Кроме того, эта территория интенсивно застраивается, и большинство оползней здесь имеют техногенное происхождение. 

   
   

Предупредить проще

На развитие оползней влияют явления различного характера: геологические, гидрогеологические и структурно-тектонические условия, а также деятельность человека. У различных районов Крыма — своё течение «оползневой болезни». Так, на незакрепленных участках побережья западного и восточного Крыма преобладает абразия — разрушение и снос пород прибоем. Для Южнобережного склона, где значительная часть побережья закреплена берегоукрепительными сооружениями, картина иная.

По словам профессора, декана факультета географии Крымского федерального университета Бориса Вахрушева, именно «дуэт» техногенного и антропогенного факторов часто влияет на активизацию природных процессов. По его словам, до возведения троллейбусной трассы Симферополь - Ялта и шоссе Ялта - Севастополь на этих территориях отмечалось небольшое количество оползней. После строительства оно увеличилось в тысячи раз. «В связи с тем, что сейчас на полуострове идет бурное строительство дорог, мостов, эстакад и прочее, увеличивается и техногенная нагрузка», — считает он.

Возможна активизация оползней:
- в районе дороги Алушта-Судак на участках автоспусков в села. Солнечногорское, Малореченское, Рыбачье, Приветное, - по долине реки Коккозки автодороги Ялта-Бахчисарай, от поселка Счастливое до поселка Зелёное.

По мнению экспертов, оценить оползневую опасность и определить устойчивость склона можно, лишь выполнив комплекс расчетов на основе инженерных изысканий конкретного участка склона. Однако кое-какие прогнозы сделать все-таки можно.

«При анализе многолетних наблюдений было отмечено, что периоды массовой и групповой активизации оползней совпадают с периодами активизации других опасных геологических процессов (ОГП) — абразий, обвалов, селей, эрозий, — говорит Денис Бусыгин. — Период между максимумами соседних циклов массовой активизации составляет 13-17 лет». 

Предупредить и минимизировать последствия опасных геологических процессов возможно. В первую очередь любым застройщикам перед началом строительства необходимо прибегнуть к помощи инженеров и геологов, которые исследуют участок и дадут заключение. Ясно одно: затраты на ликвидацию последствий активизации опасных геологических процессов несопоставимо выше затрат на своевременные мероприятия инженерной защиты. «Запоздалое» закрепление оползневых территорий обходится во много раз дороже превентивных мер. 

Действующие нормативные документы содержат конкретные требования к объему инженерных изысканий и проектирования на территориях, подверженных развитию опасных геологических процессов. Однако зачастую по халатности или в целях «экономии», изыскатели и проектировщики игнорируют или скрывают информацию про оползневые процессы, что впоследствии приводит, по меньшей мере, к значительному экономическому ущербу.

Смотрите также: