«Нормальное явление»? Почему Крым стал раем для комаров

Patrick Pleul / www.globallookpress.com

Это лето в Крыму выдалось необычайно урожайным на… комаров. Кровососы атакуют города, сёла, вьются на побережье. Щедрое на дожди лето подарило комарам затопленные подвалы в домах, миниатюрные пруды в ложбинках и подолгу не высыхающие огромные лужи. Как на полуострове планируют исправлять ситуацию, выяснял «АиФ-Крым».

   
   

Где комаров нет?

На днях вице-премьер — министр сельского хозяйства РК Андрей Рюмшин объявил о том, что началась обработка территорий от комаров. Пока — в Симферопольском, Ленинском и Нижнегорском районах. В Евпатории и Феодосии популяцию комаров снижают вокруг гостиничных комплексов. В Керчи антикомариную обработку закончили в конце минувшей недели.

В Джанкойском районе на борьбу с кровососами в 17 сёлах намерены потратить 175 тысяч рублей. И рассматривается возможность использования авиации для того, чтобы опрыскать химикатами территории за пределами населённых пунктов.

«На водоёмах, где происходит выплод комаров, активно используются биологические средства борьбы с насекомыми, такие как бактицид, ларвиоль, — сообщил Андрей Рюмшин. — Экологически чистый препарат предназначен для истребления личинок более 80 видов комаров».

Оба препарата, оказывается, обладают избирательным действием. Самки, которым повезло отведать крови (без этого они не могут размножаться), откладывают яйца на поверхность воды, а развиваются личинки в водоёме. Если в воду попадают «антикомариные» препараты, то неизбежно оказываются в кишечнике личинок, убивая их. Ни другим насекомым, ни взрослым комарам, являющимся пищей птиц, ничего не грозит. Даже рыбы, соблазнившиеся комариными личинками, не ощутят никакого воздействия: это подтвердили исследования учёных Азово-Черноморского филиала ФГБНУ «ВНИРО».

Доктор биологических наук, профессор кафедры экологии и зоологии Крымского федерального университета Сергей Иванов отметил, что увеличение или уменьшение популяции комаров — это абсолютно нормальное явление. Если для конкретного вида сложились благоприятные природные условия, то обязательно растёт его численность. А в этом году природа как раз благоволит к комарам: зима была тёплой, весна — с дождями, а лето — с обилием осадков.

Есть ли в Крыму места, где комаров нет, или они встречаются в небольшом количестве? В народе бытует мнение, будто они не любят можжевельников, хвойных растений — потому там и не водятся. Действительно, в таких местах, как, например, Канакская балка в Большой Алуште, окрестности Севастополя, комаров действительно очень мало. Но не потому, что растения отпугивают: и можжевельники, и хвойные растут в сухих местах, где у кровососов просто нет подходящих условий для размножения.

   
   

От москитов до мокрецов

На Южном берегу, окрестностях Симферополя, Белогорском и Бахчисарайском районах водятся москиты. На охоту они выбираются с вечера, а день проводят в самых разных укромных тёмных уголках.

В Раздольненском, Черноморском, Ленинском районах можно познакомиться с мокрецами, которых туристы и местные жители порой именуют «мошкой». Мелкие, всепроникающие, набрасываются поодиночке и стаями, кусачие кровососы могут залезать в уши, нос, рот. Укусы мокрецов очень болезненны, после них часто остаются вспухшие участки кожи, которые подолгу зудят.

Настоящих комаров на полуострове водится четыре десятка видов, и восемь видов «охотится» на людей.

Что может прилететь на крыльях кровососов? Во-первых, у людей с ослабленной иммунной системой может возникнуть сильная аллергическая реакция на укус. Во-вторых, кровососы переносят возбудителей опасных заболеваний.

Москиты, например, могут «поделиться» простейшим паразитом лейшманией. Она, попав в организм человека, вызывает кожный или висцеральный лейшманиоз. Последняя болезнь при отсутствии лечения может стать смертельной. И в Крыму в последние несколько лет были случаи гибели от лейшманиоза.

Комары могут переносить личинок червя-паразита дирофилярию. Те внедряются в месте укуса, растут, передвигаются. В Крыму с дирофиляриозом время от времени сталкиваются офтальмологи, извлекая червей из глаз пациентов.

В последние годы из-за глобальных климатических изменений некоторые виды насекомых «захватывают» новые территории. Это относится, например, к стремительно распространяющимся комарам, переносящим разные лихорадки. В России комары, инфицированные лихорадкой Западного Нила, уже выявлялись на Черноморском побережье.

А в Крыму первый представитель «лихорадочного» вида — Aedes aegypti, был впервые обнаружен летом 2016 года в Сакском районе и окрестностях Севастополя. С тех пор «понаехавших» из более тёплых краёв на полуострове встречают всё чаще. Как и ещё одного «вселенца», переносящего малярию. Конечно, вероятность заразиться в Крыму чем-то опасным после укуса комара, крайне невелика. Но помнить о ней необходимо.