«Жертва шутки лишилась руки». Как в Крыму разыгрывали друг друга век назад

Железнодорожный вокзал в Симферополе до революции. © / Википедия

О происхождении первоапрельского обычая разыгрывать ближнего в разных странах имеются свои версии. В Англии, например, существует легенда, что жители одного города продемонстрировали, мягко говоря, неадекватность, чтобы обмануть посланцев короля и не отдавать свои земли в государственную собственность. Во Франции таким образом люди отметили перенос календарного года с 1 апреля на 1 января.

   
   

Когда День дураков или День смеха стал популярным в Крыму, точно неизвестно. «АиФ-Крым» изучил местную прессу столетней давности и выяснил, что и в остальные 364 дня люди не ограничивали себя в шутках: иногда не очень смешных, часто глупых и нелепых, причем порой платили за них здоровьем и даже жизнью.  

Без юмора, но с керосином

Сто лет тому назад простой народ куражился над окружающими незамысловато. В полицейских протоколах того времени то и дело встречаются упоминания об отрубленных «шутки ради» пальцах, намятых боках и выпихнутых на ходу из экипажей пьяных. В 1908 году в Симферополе судили 16-летнюю швею, которая пошутила над своей товаркой, воткнув в буханку хлеба бритвенное лезвие. Рана оказалась глубокой, началось воспаление, и жертва шутки в итоге лишилась кисти руки.

А вот какую историю рассказала газета «Биржевые ведомости» в марте 1909 года: «Обыватель Н., решив «подшутить» над женой при возвращении поздно ночью домой, притворился «экспроприатором. Но «шутка» не удалась: его грозный крик «руки вверх» не испугал г-жи Н. Смелая женщина пустила в «экспроприатора» лампой. Керосин разлился, и «шутник» мгновенно превратился в огненный столб. Узнав голос мужа, жена принялась тушить, но было уже поздно: спасти несчастного не удалось».

Дорого обошлась шутка феодосийскому железнодорожному стрелочнику Головину. Об этом происшествии писало «Русское слово» в марте 1910 года. Стрелочник всего-то, встретив свадебный кортеж богатого крестьянина и своего почти однофамильца Головко на переезде через полотно, пошутил, что без выкупа молодых не пропустит. Молодожен юмор не оценил, возникла ссора, а когда на следующий день стрелочник пришел извиниться за испорченное по его вине настроение, крестьянин… зверски зарубил его топором.

Злую шутку сыграл неизвестный в Симферополе в 1916 году, поместив в газете объявление о том, что в «назначенный день состоится благотворительный розыгрыш для невест крестьянского и мещанского сословия». До революции во многих городах практиковалась такая благотворительность, целью которого была помощь бесприданницам. На приданные — иногда в 50 рублей, иногда 100-200, или даже 600, шли либо собранные энтузиастами средства, либо деньги из завещанных на это капиталов. Невесты приобретали билеты, и в случае выигрыша могли получить деньги сразу после венчания. Объявление о таком розыгрыше в Симферополе собрало толпу девушек у здание мелочной лавки, хозяин которой и не ведал ни о какой благотворительности. Испуганный, он послал за полицией, когда в помещение ворвались требующие объяснений девушки.

   
   

А Вы знали, что...
Князь Феликс Юсупов любил подшутить над окружающими. В Крыму Юсуповы часто принимали в гостях эмира Бухарского. Его тоже не миновало внимание «весельчака». Вот как это описывал Юсупов в своих мемуарах: «Обедали весело. Под конец подали кофе и ликеры. Камердинер внес поднос с сигаретами. Спросили у эмира позволения закурить. Закурили… Вдруг точно ружейные залпы. Поднялась паника. Все ринулись вон из залы, решив, что это покушенье. Я остался один и хохотал до слез действию собственной шутки: сигареты с сюрпризом я привез из Парижа. Смех меня выдал».

Совсем не смешно

Впрочем, очень часто глупости совершались не шутки ради, а для дел серьезных.

Ялтинского градоначальника генерала Думбадзе вряд ли кто-то осмелился бы в открытую назвать дураком. Между тем над его радикальными мерами по наведению порядка то и дело смеялись. То он высылает из города служащего-лаборанта за… ношение косоворотки, то чиновника — за дерзкий взгляд и длинные волосы. Во время волны террора градоначальник возложил ответственность за теракты на… домовладельцев, пригрозив сносом здания, откуда будет брошена бомба. И когда на него самого произошло неудачное покушение, он приказал сжечь дачу дотла, запретив выносить оттуда что-либо. Заодно пострадал и соседний дом, владельцы подали в суд иск на 60 тысяч рублей. В 1910 генерал решал проблему с журналистами, которые критиковали городские власти. Думбадзе отдал приставам приказ разыскать всех живущих в Ялте корреспондентов и выслать их, поскольку нашел «вредным» пребывание здесь «писак».

Кстати
Писатель и журналист Михаил Первухин вспоминал, как Антон Павлович Чехов в редакции «Крымского курьера» в 19091 году надиктовал шуточный указ. Были в нём такие строки: «О воспрещении приезжающим в Ялту розоволицым гимназисткам из Саратова приходить при встрече с А. Чеховым в телячий восторг и взвизгивать пронзительно: «Чехов! Чехов!» К ялтинским гимназисткам сие воспрещение не относится, ибо они ограничиваются достаточно терпимым молчаливым заглядыванием Чехову и прочим знаменитостям в рот. О воспрещении ялтинским извозчикам указывать приезжим ауткинскую дачу Чехова как некую местную достопримечательность. Поучения толстовцев и буддистов поручено выслушивать дворнику Абдулу. Примечание: не любит, чтобы его хлопали по плечу и тыкали перстом в живот. Носит с собою суковатую палку. Бросать в сад А. Чехова через забор визитные карточки не рекомендуется: Абдул сердится».

Феодосийская мещанка Опарина нечаянно сорвала свадьбу собственной дочери, вылив на молодых приготовленного ворожкой зелья, состоявшего из карболовой кислоты и табаку. Симферополец Журин хотел поймать воров, повадившихся в его сад, и накопал там ям, в одну из которых ночью сам свалился, поломав обе ноги.

«Севастополь. 15 апреля. Житель селения Караджи. Евпаторийского уезда, Гаврило Моцсар справлял свою свадьбу, писала газета «Русское слово». — В самый разгар пира на пороге появился незваный гость, - стражник. - Юбки вверх! – крикнул стражник, обращаясь к женщинам. Возмущенные этой выходкой, гости бросились на стражника. Произошла свалка. Стражник был убит. Пять человек гостей, с молодоженом во главе, предстали теперь перед заседавшим в Евпатории окружным судом по обвинению в убийстве. Вердиктом присяжных обвиняемые оправданы». Глупость то была или служебное рвение, уже не узнать. Но дошутился.