Зверский бизнес. Есть ли управа на фотомучителей?

На днях в Севастополе похоронили 15-месячного малыша, которого загрызла сорвавшаяся с привязи макака. Обезьяну и других животных (неоднократно, кстати, вырывавшихся «погулять») держал на своем подворье сосед. Но на полуострове еще множество нелегальных зверинцев и зооуголков.

   
   

Абсолютное зло

В Крыму собственный медведь, верблюд или орел — средство для заработка. Владельцы многих ресторанов уверены, что клетки с животными и птицами привлекают и радуют посетителей. В таких мини-зверинцах пожизненное заключение нередко отбывают птицы, в том числе и хищные: краснокнижные соколы, орлы, совы. Их еще птенцами добывают в крымских лесах браконьеры, причем если раньше они оставляли в гнезде хоть одного птенца, то теперь птичьи «дома» разоряют полностью.

«Такие зверинцы — абсолютное зло, — уверена крымский эколог Мария Поддубная. — Они не могут позволить себе платить ветеринару, специалисту, который бы следил за условиями содержания, рационом».

Зверинцы на подворьях, возможно, стали «ответом» на принятое несколько лет назад решение Верховного Совета Крыма, в котором местным властям рекомендовали запретить оказание фотоуслуг с животными, кроме зоопарков, зооуголков, цирков и приютов. Формально владелец каждого такого звериного конц­лагеря мог апеллировать к тому, что создал приют (зооуголок).

Мартышкин труд

«В Евпатории существует мини-зверинец для павлинов, – владельцы заявляют, что птицы в хорошем состоянии, — рассказывает Мария Поддубная. — Наши активисты видели, как с этими птицами ходили по набережной, павлины выглядели не лучшим образом».

В фотобизнесе с животными места сантиментам нет: от «инструмента» требуется минимум подвижности и отсутствие позывов к естественным нуждам. Поэтому животных, целый день находящихся на жаре, не поят и не кормят, дают седативные препараты. Обезьянам нередко вырывают клыки, крокодилам заклеивают пасть скотчем. Удавов и питонов, покормив, помещают в холодильник — чтобы замедлились обменные процессы. Тогда змея «на работе» становится малоподвижной и спокойной.

«Не раз к воротам Ялтинского зоопарка подбрасывали еле живых, истощенных львят, — констатирует Мария Поддубная — Кстати, в каждый курортный сезон фиксируются 70-80 покусов дикими и экзотическими животными».

   
   

 Недавно экологам сообщили, что «зверский» бизнес просто-таки расцвел в Судаке. По информации активистов, там традиционно гастролирует группа харьковчан с рептилиями. Мобильные, имеющие хороших информаторов, владельцы животных пока успешно избегают внимания полиции.

Комментарий

Андрей Артов, исполнительный директор Крымской республиканской ассоциации «Экология и мир»:

— Разработанный Министерством экологии и природных ресурсов Крыма проект регионального закона «О животном мире» еще может быть дополнен новыми положениями. Например, санитарными требованиями к условиям содержания животных в неволе, причем с перечнем для каждого животного. Так, для черного грифа вольер должен быть такого-то размера, у медведя — такого… И все эти мелкие сомнительные заведения, конечно, не могли бы их выполнить. В законе хорошо бы прописать положения относительно коммерческого использования животных, а также разъяснить, что такое жестокое обращение с ними.

Смотрите также: