Человек-невидимка. Житель Крыма не может получить российский паспорт

Аркадий Сиднев собрал все необходимые документы, но паспорт так и не получил. © / Глеб Задворнов / АиФ-Крым

Близкие про Аркадия Сиднева говорят так: «Живёт, как кот Матроскин из мультика, у которого из документов были усы, лапы и хвост!» Хотя с июня этого года у Аркадия Аркадьевича имеется ещё и заключение об установлении личности на трёх страницах с фотографией. Его он, если требуется выехать за пределы города, носит с собой. Мало ли, где спросят документы. А паспорта нет. Хотя он пытается получить этот, самый главный документ.

   
   

Подробности выяснили Krym.aif.ru.

Где ты был?

Сколько в Крыму и Севастополе людей, которые не получили российский паспорт, сказать невозможно. Их могут быть и десятки, и сотни. Причём речь не о тех, кто прибыл недавно на полуостров.

Аркадий Сиднев родился в селе Предущельное Бахчисарайского района, отучился в Севастополе, получив профессию слесаря-судоремонтника. По специальности устроиться не получилось: жилье уже не давали, так что, вернулся в село и работал в колхозе.

Был в его биографии неприятный эпизод: судимость. Как он сам говорит, по молодости и глупости. Но как раз эпизодом это и осталось. Двадцать лет назад крымчанин отбыл наказание и вернулся домой. Кстати, с новым паспортом, полученным в колонии, в Запорожской области: прежние документы были утеряны.

Ну, а дальше, была самая обычная жизнь: встретил хорошую женщину, женился, стал отцом девочек-двойняшек. Работал, но, как и многие жители небольших городов, без оформления.

«Как-то не усмотрел за детьми, они добрались до моего паспорта, и порвали, — вспоминает Аркадий. — Выдрали первую страницу, где фотография. Я, конечно, виноват, что не пошёл сразу по инстанциям восстанавливать документ, но кто тогда его спрашивал... Работаешь — да и работаешь себе».

   
   

А потом настал 2014 год. И Аркадий Сиднев сразу оказался среди тех, на ком забуксовала процедура оформления российского гражданства. Сообщили, раз документ в таком виде, а в никаких досье гражданин Сиднев не числится — прямая дорога в суд. Заявление было рассмотрено, рассказал бахчисараец, только в 2017-м. В установлении факта пребывания в Крыму мужчине отказали. Выяснилось, что недостаточно доказательств. Даже рождение третьей дочери, появившейся на свет за неделю до вхождения Крыма в состав РФ, во внимание не было принято.

Сиднев взял тайм-аут. Во-первых, без документа он всё равно не мог выехать из Крыма; во-вторых, ему подсказали, что гражданство можно получить, если живёшь в России не менее пяти лет. За это время много что случилось: старшие дочери стали совершеннолетними, умерла жена, встретил другую женщину...

Получил наконец на руки заключение об утверждении личности. Полиция провела тщательную проверку. Установила, что документов, подтверждающих проживание в третьем государстве, не имеется, «с 2013 года за пределы Республики Крым не выезжал».

То, есть, главное условие для получения российского паспорта: пребывание на территории полуострова на момент референдума, официально зафиксировано.

Бег по кругу

Но веселье, оказывается, только начиналось.

Почему-то на этом этапе Сидневу в местном паспортном столе сообщили: раз поврежденный украинский паспорт был выдан в Запорожской области, а территория теперь наша — надо делать запрос.

Только не спрашивайте, где логика. Вот стоит живой человек со свежайшим заключением органов МВД об установлении личности. А почему-то требуется справка об украинском паспорте, выданном ему два десятилетия назад.

«Три месяца ждали запрос, пришёл наконец, — вспоминает Аркадий Сиднев. — Что в нём, мне не сообщили. Зато сказали, что имеющихся бумаг не достаточно, а что им ещё принести, сказать не могли. У меня просто не принимают документы. Если принять — надо потом или паспорт выдавать, или письменный отказ. А в нём требуется указать причину». 

Потом в паспортном столе предложили поехать в Симферополь, где соискателя в российские граждане приняли с недоумением и послали обратно в Бахчисарай. Ещё один визит в паспортный стол — и снова совет ехать в крымскую столицу. В общем, какой-то бюрократический тупик получается. Имени кота Матроскина.

Некоторое шевеление произошло недавно, после обращения Аркадия Сиднева в общественную организацию, где составили и отправили жалобу по его делу в МВД по Республике Крым. Оттуда сообщили, что осуществляются проверочные мероприятия.

Кстати
После 2014 года на полуострове была выявлена община верующих, которые имеют лишь советские паспорта, они не получали в своё время даже украинских паспортов. У них свои предубеждения по поводу современных документов, включая паспорт, ИНН и СНИЛС.

«После этого меня вызвали в МВД Бахчисарайского района и попросили написать, что претензий к ним не имею. Я отказался писать», — говорит бахчисараец.

Ему есть, за что предъявлять претензии.

Жизнь без паспорта похожа, скорее, на существование. Официально на работу не устроиться, медицинскую помощь не получить, отношения с ресурсопоставляющими организациями не оформить. Счёт в банке не сделать. Оформить отношения с любимой женщиной тоже невозможно.

А пока человек без паспорта ждёт результатов проверки, которую ведёт крымское МВД. И очень надеется, что «бег с препятствиями» скоро закончится.

«Белые пятна»

Руководитель Крымской республиканской общественной организации «Жизнь в твоих руках» Екатерина Горелкина:

— По поводу затруднений с получением российского паспорта периодически к нам обращаются. Кстати, и из Бахчисарайского района было другое обращение: и личность не подтверждали, и паспорт не выдавали. После нашего обращения, где-то через месяц, документ мужчина получил.

Какое-то равнодушие к людям в таких «забегах за паспортом», гоняют их из одной инстанции в другую. Не все люди юридически грамотные, очень много нездоровых, которым сложно ходить, не все имеют деньги для того, чтобы нанять адвоката. Среди обратившихся есть пожилой мужчина — крымчанин, всегда тут жил, а у него на руках только паспорт СССР.

Много людей, которых заставляют доказывать своё право на паспорт, и... не принимают во внимание собранные доказательства. Есть обращение от цыганки, тут вообще какое-то правовое «белое пятно». Двадцать лет женщина живёт в Крыму, перед этим — в Бердянске. Сама признаёт, что вела когда-то себя не лучшим образом, и на первого ребёнка её лишили материнских прав. Но смогла исправиться, сейчас она нормальная мать, соседи о ней положительно отзываются: работящая, ответственная. И... без паспорта. Что удивительно, четыре года платит алименты на первого ребёнка. То есть, алименты назначили, а установить её личность чиновники не могут. В этом женщине отказали. Не помогли ни свидетельства соседей, ни мнение местного депутата, ни документы о том, что в Крыму она родила детей. Очень загадочная история.

Лично мне вот это равнодушие непонятно. Всех этих людей невозможно куда-то выслать: они жили и живут в Крыму, у них нет иного гражданства. Часто живут в бедности, лишённые всякой соцподдержки и возможности работать легально. Разве не лучше, чтобы они перестали быть «невидимками»? Чтоб были оформлены, платили налоги, не пытались нелегально зарабатывать, не были лёгкой добычей для тех, кто хотел бы использовать их в криминальных целях?

Справка

Для жителей новых регионов, перебравшихся в Крым и Севастополь, процедура получения российского паспорта несложная. Им требуется написать заявление о приеме в российское гражданство, предъявить паспорт с отметкой о регистрации по месту жительства на территории ДНР, ЛНР, Запорожской или Херсонской областей. И — один из документов, подтверждающий право на пребывание (проживание) в России.

Если у человека нет документов, удостоверяющих личность, то он может установить свою личность в МВД и получить временное убежище. Срок процедуры не занимает больше 3 дней. Свидетельство о предоставлении временного убежища позволяет трудоустроиться, получить медицинскую помощь, а также оформить детей в школы и детсады.