Несколько дней назад керченские поисковики проводили разведочные работы в окрестностях Керчи. В этот раз исследовали территорию от бывшей деревни Еникале (Сипягино) до Опасного. Здесь во время падения Крымского фронта в мае 1942 года переправляли войска через Керченский пролив.
На переправах погибли тысячи бойцов и командиров всех родов войск: эвакуация шла под сильнейшим артиллерийским огнём и бомбёжками. И здесь часто находят человеческие останки. В этот раз поисковики «подняли» останки трёх человек.
Вкладыш рассыпался
Как рассказал Krym.aif.ru командир керченского военно-патриотического отряда «Помним» ПО «Крымский рубеж ДОССАФ России Республики Крым Олег Трифонов, двое бойцов, скорей всего, были артиллеристами. «Возможно, наблюдателями, наводчиками, — уточнил он. — Потому, что рядом с останками одного был обнаружен планшет, внутри — типографским способом отпечатанные таблицы стрельбы. При нём же — пустая кобура, обут был в сапоги, а не в ботинки, как второй боец. Большая вероятность, что этот военный был офицером, младшим командиром».
Обнаружили поисковики и медальон-смертник. Увы, надежды на то, что удастся установить имя, не оправдались. Эбонитовая капсула была не до конца закручена, и бумажный вкладыш пострадал непоправимо. Он просто рассыпался в труху.
При втором бойце оказались подсумки с остатками патронов
«Что нас удивило, так это остатки ранца, такие стали поступать в советские войска в 1939 году, — сообщил Олег Трифонов. — Они со временем должны были заменить вещмешки. Ранцами успели снабдить кадровых военных. И рядом с его остатками обнаружился футляр с зубной щёткой — редкий артефакт. В 1942-м на Керченском полуострове были кадровые части, вооружённые и укомплектованные полностью по уставу того времени. Снабжены были и типовыми наборами гигиенических принадлежностей: мыло в мыльнице, зубной порошок в специальной коробочке со звездой, щётка в футляре, и так далее».
Из других находок — несколько монет, обувь, пуговицы, фляга, карандаш, стеклянный пузырёк, солдатский «сидор» — на удивление отлично сохранившийся.
Флотская бляха и нагайка
Метрах в пятидесяти от артиллеристов поисковики обнаружили останки ещё одного военного. Лежал он в слое глины, которая поспособствовала тлению, останки были в плохом состоянии.
Сначала решили: моряк — уцелела флотская бляха от ремня. А вот стали зачищать останки — и столкнулись с загадкой. На грудной клетке оставались ремни — вроде бы портупея. А потом наткнулись на латунный тыльник от... шашки. Чуть позже откопали плетённую часть нагайки. Выходит, что точно не моряк.
«В боях на Керченском полуострове, до самого падения Крымского фронта, принимала участие 72- Кубанская казачья кавалерийская дивизия, — напомнил Олег Трифонов. — Её бойцы были и на Ак-Монайском перешейке, и в Керчи, и в окрестностях одноимённой крепости. На побережье Маяка, Опасного, Еникале — там они тоже воевали, часто находили в этих местах остатки от шашек. Сталь сгнивала, а латунь сохранялись. И даже коней в сбруе мы находили, убитых во время обстрелов и бомбёжек. При них, к счастью, человеческих останков не было».
А флотский ремень... Что ж, в те дни у переправ скопились самые разные части. Вряд ли в том переполохе стали бы придираться к бойцу, который заменил часть пришедшей в негодность амуниции тем, что попалось под руку.
Во время зачистки захоронений поисковики отыскали крышки от котелков. «Привязать» их к одному из двух мест обнаружения останков сложно — лежали они в стороне. Пока находки очищаются — может, окажутся на них какие-нибудь надписи.
Захоронят защитников Керчи на мемориальном кладбище в Аджимушкае.