Артиллеристы и казак. Под Керчью обнаружены останки советских воинов

Работают поисковики ВПО «Помним». © / Керченский военно-патриотический отряд Помним . / Из архива

Несколько дней назад керченские поисковики проводили разведочные работы в окрестностях Керчи. В этот раз исследовали территорию от бывшей деревни Еникале (Сипягино) до Опасного. Здесь во время падения Крымского фронта в мае 1942 года переправляли войска через Керченский пролив.

   
   

На переправах погибли тысячи бойцов и командиров всех родов войск: эвакуация шла под сильнейшим артиллерийским огнём и бомбёжками. И здесь часто находят человеческие останки. В этот раз поисковики «подняли» останки трёх человек.

Вкладыш рассыпался

Как рассказал Krym.aif.ru командир керченского военно-патриотического отряда «Помним» ПО «Крымский рубеж ДОССАФ России Республики Крым Олег Трифонов, двое бойцов, скорей всего, были артиллеристами. «Возможно, наблюдателями, наводчиками, — уточнил он. — Потому, что рядом с останками одного был обнаружен планшет, внутри — типографским способом отпечатанные таблицы стрельбы. При нём же — пустая кобура, обут был в сапоги, а не в ботинки, как второй боец. Большая вероятность, что этот военный был офицером, младшим командиром».

Останки артиллеристов. Фото: Из личного архивa/ Олег Трифонов.

Обнаружили поисковики и медальон-смертник. Увы, надежды на то, что удастся установить имя, не оправдались. Эбонитовая капсула была не до конца закручена, и бумажный вкладыш пострадал непоправимо. Он просто рассыпался в труху.

При втором бойце оказались подсумки с остатками патронов

«Что нас удивило, так это остатки ранца, такие стали поступать в советские войска в 1939 году, — сообщил Олег Трифонов. — Они со временем должны были заменить вещмешки. Ранцами успели снабдить кадровых военных. И рядом с его остатками обнаружился футляр с зубной щёткой — редкий артефакт. В 1942-м на Керченском полуострове были кадровые части, вооружённые и укомплектованные полностью по уставу того времени. Снабжены были и типовыми наборами гигиенических принадлежностей: мыло в мыльнице, зубной порошок в специальной коробочке со звездой, щётка в футляре, и так далее».

Из других находок — несколько монет, обувь, пуговицы, фляга, карандаш, стеклянный пузырёк, солдатский «сидор» — на удивление отлично сохранившийся.

   
   
В планшете у одного из военных оказались таблицы для стрельбы. Фото: Из личного архивa/ Олег Трифонов.

Флотская бляха и нагайка

Метрах в пятидесяти от артиллеристов поисковики обнаружили останки ещё одного военного. Лежал он в слое глины, которая поспособствовала тлению, останки были в плохом состоянии.

Сначала решили: моряк — уцелела флотская бляха от ремня. А вот стали зачищать останки — и столкнулись с загадкой. На грудной клетке оставались ремни — вроде бы портупея. А потом наткнулись на латунный тыльник от... шашки. Чуть позже откопали плетённую часть нагайки. Выходит, что точно не моряк.

Находки на месте раскопок. Фото: Из личного архивa/ Олег Трифонов.

«В боях на Керченском полуострове, до самого падения Крымского фронта, принимала участие 72- Кубанская казачья кавалерийская дивизия, — напомнил Олег Трифонов. — Её бойцы были и на Ак-Монайском перешейке, и в Керчи, и в окрестностях одноимённой крепости. На побережье Маяка, Опасного, Еникале — там они тоже воевали, часто находили в этих местах остатки от шашек. Сталь сгнивала, а латунь сохранялись. И даже коней в сбруе мы находили, убитых во время обстрелов и бомбёжек. При них, к счастью, человеческих останков не было».

А флотский ремень... Что ж, в те дни у переправ скопились самые разные части. Вряд ли в том переполохе стали бы придираться к бойцу, который заменил часть пришедшей в негодность амуниции тем, что попалось под руку.

Редкий артефакт: «уставная» зубная щётка в футляре. Фото: Из личного архивa/ Олег Трифонов.

Во время зачистки захоронений поисковики отыскали крышки от котелков. «Привязать» их к одному из двух мест обнаружения останков сложно — лежали они в стороне. Пока находки очищаются — может, окажутся на них какие-нибудь надписи.

Захоронят защитников Керчи на мемориальном кладбище в Аджимушкае.