80 лет в неизвестной могиле. Смоленский солдат возвращается из Крыма домой

Смоленский солдат возвращается из Крыма. Его провожали из Керчи с почётным караулом и цветами. Этот город ему обязан — впрочем, как и весь Крым. Младший сержант Михаил Ордов был одним из тех, кто первым высадился на берегу Керченского полуострова. Krym.aif.ru выяснили, как проходило прощание с героем.

   
   

Яму «показало» море

Плацдарм у деревни Эльтиген, который удерживали десантники, недаром называли «Огненной землёй». Фашисты больше месяца пытались выбить оттуда наши войска, для чего оттянули от Перекопа дополнительные силы.

Михаила Ордова не было с теми, кто выжил и отошёл от Эльтигена 7 декабря 1943 года к Керчи. Он погиб до этого — или остался среди нескольких десятков бойцов заслона, прикрывающих отход. И лёг в землю, которую защищал до конца.

Захоронение 11 советских солдат в современном Героевском ранее не было известно. Что примечательно, находилось оно между музеем истории Керченско-Эльтигенского десанта и памятником десантникам.

Останки бойцов Этильгенского десанта. Фото: Военно-патриотический отряд «Керчь» ПО «Крымский Рубеж» ДОСААФ России по РК.

В конце прошлого года братскую могилу «открыло» море, подмывшее берег. Местный житель увидел вымытые кости — и сообщил о них поисковикам. Как рассказал командир поискового отряда «Керчь» ПО «Крымский Рубеж» ДОСААФ России по Крыму Виктор Густой, в яме находились останки 11 человек. И лишь один из них имел шансы вернуться из списка без вести пропавших: он носил в нагрудном кармане гимнастёрки медаль «За боевые заслуги».

Установить данные бойца удалось довольно быстро: младший сержант Ордов Михаил Иванович, 1922 года рождения. Командир отделения 3-й роты 338-го отдельного инженерного батальона. По бумагам — пропал без вести. На деле — героически погиб у Эльтигена, который сейчас Героевское. Пролежал в яме, куда занявшие позиции румыны сбросили тела участников десанта. 

Если установлено имя, начинаются поиски родственников. Иногда их удаётся установить быстро: так было и с близкими Михаила Ордова. «АиФ-Крым» освещали историю находки братской могилы на берегу с самого начала, коллеги из «АиФ-Смоленск» тоже разместили у себя на странице информацию о розыске родных.    
   

И как раз на крымскую публикацию откликнулся старшина роты реконструкторов военно-исторического клуба «191-я стрелковая дивизия» (Торонто) Сергей Еремеев. Это патриотическое объединение также занимается поисками родных фронтовиков. «Меня зацепило название района Смоленской области — Починковский, откуда родом солдат, — вспоминает Сергей — Я туда обращался, когда вёл поиск родных другого солдата. Мне очень помог человек оттуда. И я попросил в крымской редакции «АиФ» контакты командира отряда, который «поднимал» этого солдата, а затем организовал поиск родных».

Факт

Ту самую награду, благодаря которой удалось опознать Михаила Ордова, боец получил за мужество и отвагу, проявленные в одном из боёв в августе 1943-го. Выполнил боевое задание «на переднем крае, в непосредственной близости от противника».

А вот о том, что 5 ноября был подписан приказ о награждении Михаила Ордова орденом «Красное Знамя», за подвиг, совершённый у Новороссийска, он уже не узнал — был на Эльтинском «пятачке». И были ли жив тогда?

Почётный караул на церемонии передачи останков солдата. Фото: Военно-патриотический отряд «Керчь» ПО «Крымский Рубеж» ДОСААФ России по РК.

Два брата, четыре сестры

Всё получилось! Оказалось, что родные по-прежнему живут в Смоленске и области.

И вот, они добрались до Крыма, чтобы забрать солдата домой.

«Нас в Керчь приехало трое, по степени родства мы, наверное, внучатые племянники, — рассказал «АиФ-Крым» подполковник запаса топографической службы ВС РФ Александр Козырев. — Все наши матери — двоюродные сёстры. Всего в семье Ордовых было два брата и четыре сестры.  Михаил пропал без вести — тут, у вас, в Крыму. Старший, Александр, лейтенант-разведчик, погиб в Молдавии. Все сёстры остались в Смоленской области, в оккупации. Одну вывезли на принудительные работы в Германию, но ей удалось вернуться. Все дожили до преклонного возраста, последняя два года назад умерла, так и не узнала о судьбе Михаила. А все они пытались что-то выяснить, фотографии братьев в наших семейных альбомах остались».

К сожалению, призналась внучатая племянница Михаила Ордова Галина Петрусева, очень мало сведений сохранилось в семье о Михаиле. Не было у него ни жены, ни детей. Не успел. Но про него помнили следующие поколения семьи. И известие о том, что солдата нашли, для них стало ошеломительным, радостным и грустным одновременно.

Когда удаётся найти и опознать погибшего в годы ВОВ солдата, родным предлагают разные варианты: похоронить на одном из воинских кладбищ Крыма — или перевезти на малую Родину, и захоронить там. Близкие Михаила решили забрать младшего сержанта в Смоленскую область. Похоронят его на воинском кладбище в райцентре Починок.

Родственникам Михаила Ордова передали и его медаль «За боевые заслуги».

Михаил Ордов — сапёр, погибший на Эльтигенском плацдарме. Фото: Из личного архивa/ Галина Петрусева

Кстати
  • Март для керченских поисковиков стал «медальным месяцем». Потому, что ещё одна награда отправилась в семью, где её будут бережно хранить. Под Керчью была обнаружена медаль «За боевые заслуги». Носила её связистка Лидия Сыромятникова. Наградили женщину за то, что в бою в мае 1943 года под сильным артогнём противника она лично 5 раз восстанавливала линию связи. Дочь Лидии Александровны живёт в Волгоградской области — туда и была передана награда, которую вернули в семью.
  • Продолжаются поиски близких Арсения (Арсентия) Емельяновича Калмыкова 1915 года рождения. Он до войны жил в селе Себрово Сталинградской (а сейчас Волгоградской) области. Был призван Михайловским райвоенкоматом Сталинградской области в 1941 году. Попал служить в 81-ю бригаду морской пехоты, миномётчиком. Его медаль «За боевые заслуги» в марте найдена жительницей села Бондаренково Ленинского района в огороде. Солдат её потерял