«Смотри, доча, что фашисты делали!» В Геническе продолжают раскопки рва

Нельзя пропустить ни одной мелочи. © / ПО «Крымский рубеж» / Из архива

Пекло — по-другому погоду не назовёшь. Натянутый над раскопом тент не спасает. Воздух, кажется, дрожит и колышется вдали, земля твёрдая, как камень. Под лопаткой или ножом она крошится, неохотно выпуская то, что десятки лет было скрыто под слоем грунта. Черепа. Бедренные и берцовые кости, тазовые, позвонки. По положению останков видно, как беспорядочно падали вниз, друг на друга, люди.

   
   

В Геническе Херсонской области продолжаются раскопки противотанкового рва, в котором фашисты во время оккупации расстреляли множество людей. Ров должен был сдержать продвижение немецких частей, но не стал преградой. Применение ему фашисты нашли иное — как другим рвам. Подробности — в материале krym.aif.ru.

Девочка с бусами

В один из первых дней после приезда нашли детские бусики. Скорей всего, носившая их девчушка не подозревала, куда ей приходится уходить из дома. Но принарядилась. Вместе с мамой или бабушкой прошла до края противотанкового рва... Сейчас эти детские бусы — одно из доказательств преступлений фашистов в Геническе по время Великой Отечественной войны.

О расстрелах мирных жителей и месте, где они происходили, жители города знали. Шёл от моря противотанковый ров. На одном из его участков сейчас стоит памятник погибшим от рук нацистов землякам.

Раскоп противотанкового рва. Фото: Из архива/ ПО «Крымский рубеж»

Недавно из Геническа вернулись представители поискового объединения «Крымский рубеж» ДОСААФ России Республики Крым. Несколько человек поработали на раскопках.

«Специализация нашего объединения — работы по поиску непогребённых останков солдат, приходилось проводить эксгумационные работы на воинских кладбищах, которые в наше время никак не были обозначены и попали в зону хозяйственных работ, — перечисляет руководитель организации Александр Ефанов. — На местах расстрелов мирных жителей нам не приходилось работать. Но пригласившая сторона выдвинула такой аргумент: в этой братской могиле могут быть и военнопленные. Вероятность действительно большая. В Симферополе, где в похожем рве расстреляли евреев, крымчаков и людей других национальностей, убили и несколько сотен военнопленных».

Раскопки рва, ставшего братской могилой. Фото: Из архива/ ПО «Крымский рубеж»

До приезда крымчан были обнаружены останки трёх десятков человек. Столько же поисковики республики эксгумировали во время своей «командировки». Ещё пятнадцать оставили для окончательной зачистки.

   
   

Лежат останки, максимум, в два слоя. Ров не вытянут в линию, он неровный, местами в нём отрыты полости. Возможно, фашисты свои разновременные «акции» проводили на разных его участках — так что, локации с останками могут чередоваться с «пустыми». Максимальная глубина рва примерно 2,6 метра, ширина — около трёх. Пока границы его не обозначены.

Справка
Противотанковый ров, сооружённый жителями Геническа, захватившие город фашисты использовали как место массовых казней с ноября 1941 г. до осени 1943 г. Первыми жертвами стали евреи — жители города и окрестностей. С февраля 1942 г. во рве расстреливали выявленных евреев, которым удалось уцелеть во время проведения первой «акции», а также детей от смешанных браков. Здесь убивали также других местных жителей, заподозренных в связи с подпольщиками, либо в нелояльности к «новой власти». Возможно, казнили и военнопленных, но пока доказательств тому не обнаружено.

Гребешки и гильзы

Скорей всего, в Геническе действовала немецкая айнзацгруппа «D» — та, что прошлась по югу Украины — Николаевской и Херсонской области, а потом осуществляла массовые убийства в Крыму, Севастополе, Краснодаре.

Гильзы попадаются разные, в том числе и стальные, которые использовали в 1943 году. Винтовочные, в основном. Хотя отыскали и несколько от пистолета «Люгер Парабеллум» — явно им добивали раненых.

Гребешок, найденный возле останков женщины. Фото: Из архива/ ПО «Крымский рубеж»

Мелькавшая несколько недель назад в СМИ информация о том, что фашисты сжигали тела своих жертв, расстрелянных здесь, не подтвердилась. На некоторых останках есть следы огня, но это объясняется просто: огонь разводили поверху. Может, когда ров осел и пошёл запах. Может, вообще в послевоенное время, когда в эту складку земли стали сбрасывать разный мусор...

Мужских останков на этом участке попалось всего два. Убитые — женщины и дети.

«Лежит женщина, у головы — гребешок, а рядом — ребёнок, — вспоминает Александр Ефанов. — Семь черепов — пять с гребешками».

Убитые, в основном — женщины и дети. Фото: Из архива/ ПО «Крымский рубеж»

Предстоит большая работа по определению границ рва, изучение всех его участков, определение количества жертв. Пока официальная цифра — «около тысячи». Списки жертв, составленные после войны по результатам опроса уцелевших горожан, неполные.

Очень немного местных жителей приходит к месту раскопок. То ли много дел, то ли хочется держаться в стороне от тяжёлых впечатлений и размышлений. Но один мужчина Александра Ефанова удивил. Сначала тем, что интересовался мелочами, задавал множество вопросов. А в один прекрасный день поисковики, работавшие на дне рва услышали: «Эй, можно к вам сюда?» Подняли голову — а мужчина привёл дочку, девочке лет десять-двенадцать. И отец настаивает: мол, хочу обязательно показать.

Памятник жертвам фашистов в Геническе у противотанкового рва. Фото: Из архива/ ПО «Крымский рубеж»

А Александр краем уха слышит, как он говорит: «Смотри, доча! Кто бы что тебе не рассказывал про фашизм — вот он. Запомни на всю жизнь. Были обычные люди: как ты, как я, как мама наша — вот они лежат, убитые фашистами, в яме». Девочка глаза раскрыла — это она точно запомнит...

Кстати
Инициатор работ по исследованию рва — Следственный Комитет России в рамках Федерального проекта «Без срока давности» и правительство Херсонской области. На раскопках помогают юнармейцы, АНО «Патриот», волонтёры-медики, ребята из Всероссийского студенческого корпуса спасателей. Представители ПО «Крымский рубеж» в августе снова собираются на раскопки в Геническ.

Приятно удивили крымских поисковиков юнармейцы, самыми внимательными и старательными оказались девушки. Они часами могли вести зачистку останков, интересовались, как проводят поисковые работы. Возможно, получится пригласить нескольких человек в лагерь ДОСААФ в Симферополе: свозить на экскурсии в Аджимушкайские каменоломни, на мемориал «35-я береговая батарея» в Севастополе. Взять с поле, где один из отрядов проводит поисковые работы... А там, если сложится, может возникнет в Геническе свой молодёжный поисковый отряд?