«Никого под танк не бросим!» Сергей Аксёнов — о «блокаде» и кредитах

Выявили взяточника — хорошо

— На днях прошла информация, что инициаторы «блокад» Крыма — Мустафа Джемилев и Ленур Ислямов, получили аудиенцию у президента Турции, который пообещал им поддержку в создании батальона у границ Крыма. Как можете прокомментировать это?

   
   

— Что касается этого Ислямова, то он — персонаж, который в Крыму потерял всё, что только можно. А сейчас пытается из последних сил какие-то дивиденды от своего сидения на границе получить, от своих акций. Нормальный человек не пойдёт на то, чтобы вредить обычным людям. Ислямову, по-моему, пора туда, на границу, психиатрическую помощь вызывать. Крым, я уверен, никогда не поддержит действия этих радикалов.

А что до турков, удивляться ничему после подлого поступка — сбитого самолёта, не приходится. Как с ними поступить, решать нашему президенту, и, как он сказал, помидорами они не отделаются. Для правительства Турции, думаю, всё плохо кончится, а ведь турецкий народ, я уверен, не хочет никакого конфликта, его эскалации. Но нас это всё прямо коснуться не может: мы в безопасности, переживать не о чем.

— В этом году были скандалы, связанные с коррупцией, недобросовестными чиновниками. Не удалось сформировать команду, которая «смотрит в одну сторону?»

— Такую команду ещё долго придётся формировать. У некоторых из головы пока не выветрилась идеология, господствовавшая в Крыму в те времена, когда он был в составе Украины. 90% чиновников и граждан участвовали в процессе передачи взяток, «откатов», теневом бизнесе — всё это, по сути, было легализовано. Большинство чиновников перестроились, но не все руководители поняли, что происходит. И когда сегодня кого-то задерживают по подозрению в коррупции, я говорю: в этом есть и хорошее — выявили взяточника или мошенника! Но могу сказать, что не все схемы уничтожены на территории Республики Крым. Всё равно деньги берут — за услуги, получение которых требует времени и долгого хождения по кабинетам. Но одно дело знать, другое — задокументировать, такую информацию мы передаем в прокуратуру, ФСБ.

— Крым планировал привлечь как можно больше туристов на новогодние праздники, но ситуация со светом планы нарушила, продажи путёвок прекратились. Удалось ли вернуть, благодаря энергомосту, часть туристов? И что с системой «всё включено»?

   
   

— «Всё включено» пока выключено. На Новый Год у нас будет работать 162 объекта, которые примут крымчан и россиян, решивших отдохнуть у нас. А к весне мы сформируем предложения, интересные для российских туристов.

— «Под ёлочку» крымчанам сделали не самый лучший подарок: с 1 января 2016-го они должны будут полностью оплачивать питание детей в садиках, это около 3 тыс. рублей в месяц. С родителей берут ещё и оплату «за присмотр», всего — 4-5 тыс. руб. за ребёнка, это много для наших семей. Можно ли им как-то помочь?

— Дело в том, что мы пытаемся сейчас наше законодательство привести в соответствие с федеральным. В России есть система компенсации расходов, есть возможность помочь многодетным семьям. На мой взгляд, страшного ничего не происходит, мы будем мониторить ситуацию, на протяжении 2-3 месяцев оценим эффект. Если поймём, что крымчанам тяжело, будем искать какие-то варианты. Думать как помочь, никого без помощи не бросим.

— Очень трудно в городе пристроить малыша в детском саду, а ведь некоторые здания уже давно занимают частники, вселившиеся туда в прошлые годы…

— Нет, это явление не массовое, мне известно о 5 случаях, но дело в том, что трудно найти правовые основания для возвращения этих зданий. Даже если знаешь, что эти частники ни копейки не заплатили за здания, в суд подозрения не понесешь.

За четыре года мы планируем построить 54 новых детсада, капитально отремонтировать 33, что позволит почти полностью удовлетворить потребность в местах. Понятно, что детское население будет прирастать. Особенно, надеюсь, что после лишения Крыма энергоснабжения…

Работаем эксклюзивно

— Это год будет трудным для всей страны, чего ждать крымчанам, следует ли готовиться к «затягиванию поясов»?

— Финансирование Республики Крым уменьшено не будет, всё, что правительство РФ пообещало, выполняется в полном объёме. Позиция наша не ухудшается, несмотря на давление внешних факторов. Все льготы крымчан, которые были в прошлом году, сохранятся, бюджет наш социально ориентированный.

Где наши «прорывные» направления, на чём стоит сосредоточиться, в чём можем показать пример всей России?

— Я лично уверен, что наше сельское хозяйство будет выведено на должный уровень, сможет обеспечить не только крымчан, но и поставлять продукцию в другие регионы. И грех будет не использовать все возможности Крыма в области туризма. Ещё отметил бы, что у нас уже развивается сектор IT-технологий, есть очень интересные проекты и желающие их воплощать.

— Какую оценку, по-вашему, можно было бы поставить крымскому правительству за работу в этом году?

— Сложно ставить оценку самим себе, но я бы сказал, что на твёрдую четвёрку сработали точно. А если учесть чрезвычайную ситуацию, последствия энергоколлапса из-за террористических актов, то и пятёрку. Знаете, не люблю, когда нас сравнивают с другими субъектами РФ, это просто некорректно. Сначала поставьте нас в одинаковые условия, а потом проводите сравнения. В каком ещё субъекте, как в Крыму и в Севастополе, полностью поменялось законодательство, были выданы новые паспорта, были избраны новые органы власти, при этом была перекрыта вода, транспортное сообщение, затем — элетроэнергия, а инвесторы боятся заходить из-за международных санкций?..  Если все эти признаки будут где-то ещё, и власти со всем этим справятся, вот тогда давайте нас с кем-то сравнивать. Мы вообще эксклюзивно работаем.

— Крыму пообещали очередную блокаду — Интернета: что будет, если она случится?

— У нас оптоволокно через Керченский пролив проложено, поэтому ничего страшного не случится. Угрозы никакой нет, максимум украинского Интернета, который предоставляли небольшие компании — 20%. Что ж, если и эти 20% на крымском рынке украинским предпринимателям не нужны, тогда пусть «отрезают» украинский Интернет, мы быстро заменим его.

— Что с депозитами крымчан, с которыми «ушли» украинские банки — обещали, что их компенсируют за счёт продажи имущества Коломойского?

— В начале года состоится аукцион по продаже санатория «Форос», там заканчиваются процедурные моменты, связанные с наложением ареста на имущество. К сожалению, крупные игроки, которые заинтересовались бы этой недвижимостью, заходить по понятным причинам боятся, к ограничению круга потенциальных покупателей нужно отнестись с пониманием. «Форос» — первый из национализированных объектов, который будет продан. Остальные проходят оценку, инвентаризацию.

— Госдума приняла закон о том, что кредиты, взятые у украинских банков крымчанами, нужно возвращать. Что вы думаете по этому поводу?

— Это был промежуточный закон, искали решение, каким образом наложить мораторий на право коллекторов обращаться в суд. Потому, что представители организаций, которые то ли как-то получили долги крымчан, то ли имеющие право на их взыскание, направляют судебные иски, и уже есть около 200 вынесенных решений о возврате конкретных кредитных сумм. Закон, который  принят, не учитывает все моменты, не отражает всех нюансов, но все настроены на то, чтобы по нему действовать гибко. Никого из крымчан мы «под танк не бросим», никого из квартиры не выселим. Главное, что с момента принятия закона никто из этих товарищей, которые пытаются взыскать кредитные долги, в суд подавать не может.

— Что вас больше всего удивило — приятно и неприятно в этом году?

— Приятно удивила выдержка и понимание крымчан во время ситуации с отключением элекроэнергии, низкий им за это поклон. Я, если честно, думал, что ситуация будет хуже, всем пришлось тяжело, особенно семьям с маленькими детьми. Не знаю, как бы сам себя вёл… Наверное, как крымчанин, понимающий, что делается всё возможное, вёл бы себя ровно и смирно. Если бы это было в обычное, «мирное» время — выключили бы свет, а власти ничего не делают, может, пошёл бы с плакатом на улицу. Но ещё раз людям спасибо огромное.