Обсуждали болид и мост через пролив. Как Крым прожил первые дни Евромайдана

Мирный «Майдан» быстро превратился в поле битвы. © / Mikhail Palinchak / www.globallookpress.com

Информация о митинге на киевской площади Независимости — она же майдан Незалежности, прозвучала 21 ноября 2013 года во всех новостных выпусках. Большинство крымчан её всё-таки восприняли с надеждой, что люди «пошумят и разойдутся». Как Крым жил в первые дни «Евромайдана» вспомнили krym.aif.ru.

   
   

Тревога и настороженность

Из Крыма казалось, что решение украинского правительства не подписывать соглашение об ассоциации с ЕС — шаг разумный. А именно оно стало поводом для первого митинга в Киеве.

На полуострове эта самая «евроинтеграция» обсуждалась вовсю. Местные политики предупреждали: в светлое будущее эта дорога точно не заведёт. Сергей Аксёнов — тогда лидер партии «Русское единство», открыто говорил: «Соглашение об ассоциации Украины с ЕС обострило в Украине политический кризис и позволило крайним националистическим силам под видом борьбы за евроинтеграцию вступить в избирательную кампанию».

Евромайдан начался с «мирного митинга». Это потом он будет «распухать» до 30, 490 и даже 100 тысяч человек. Позже «самооборонцы» станут вооружаться камнями, арматурой, бутылками с зажигательной смесью. Потом на полуострове узнают об убитых и раненых во время столкновений сотрудниках крымского «Беркута».

Но 21 ноября многим людям события в Киеве не казались тем камнем, который сорвёт лавину.

Справка

Евромайдан — вторая, организованная извне, акция по насильственной смене власти на Украине. Первая — Оранжевая революция 2004-2005 гг. привела к признанию результатов выборов президента недействительными и приходу к власти прозападного кандидата Виктора Ющенко.

С 21 по 29 ноября многолюдные митинги на площади можно было бы назвать мирными. 30 ноября протестующие начали формировать «отряды самообороны», костяком которых стали привезённые из других регионов страны представители националистических формирований. 1 декабря произошли массовые столкновения с правоохранителями, были захвачены правительственные здания. Первые раненые и убитые появились 19-20 января. Резкое обострение ситуации, сорвавшее договорённости с правительством, случилось 18 февраля. Неизвестные снайперы расстреляли протестующих. Законно избранный президент Виктор Янукович покинул Киев 21 февраля, власть перешла в руки оппозиции.

Руководитель крымского филиала Фонда развития гражданского общества Наталья Киселёва рассказала, что к началу Евромайдана крымчане хорошо знали, что такое украинский национализм, и как он «встраивается» в подобные сборища.
«Понятно, что не каждый живёт политикой, но те, кто следили за событиями в стране,
сразу насторожились, — пояснила она. — А те, кто изучал политику и занимался ею,
понимали, к чему может привести Евромайдан. Все майданы, которые происходили на
Украине за недолгую ее постсоветскую историю, были инспирированы внешними силами. А учитывая украинскую ментальность, они служили еще и способом заработка для организаторов и той толпы, которой они руководили. Собственно, предсказать такое развитие событий с антирусской и антироссийской составляющей можно было в начале 90-х — с момента образования Украины. Это государственное образование напоминало здание, слепленное из разных материалов и возведённое на некачественном растворе».

   
   

Вспышка над морем

Как Крым прожил первый день Евромайдана?

Он начался символически — вспышкой над Чёрным морем. В 3:50 над Крымом взорвался болид — небесное тело, влетевшее в атмосферу Земли с огромной скоростью.

Днём крымский парламент сообщил, что одобряет решение правительства Украины о «паузе» в процессе евроинтеграции. И призвал крымчан «укреплять дружеские связи с Россией».

В Севастополе Балаклавский суд вынес приговор двум местным жителям, пойманным на краже винограда. Присвоение примерно половины центнера на двоих обернулось условными сроками.

В Ялте радовались за крымских спортсменов местного танцевального клуба. На чемпионате во Львове Валерия Набока и Даниил Алексеенко-Лемовский стали абсолютными чемпионами в четырех возрастных категориях.

Сложила полномочия глава Грушевского сельсовета, осужденная за взяточничество. Женщина получила 5 лет условно за то, что «злоупотребила влиянием» за две тысячи американских долларов.

Евпаторийцы узнали, что умер один из самых уважаемых жителей города. Депутат горсовета Дьедонне Селло, акушер-гинеколог, талантливый врач, трижды становился народным избранником. Он был единственным в Крыму темнокожим представителем выборной власти.

В Ялте отпраздновали 185-летие Национального института винограда и вина «Магарач».

Крымский Совмин созвал большое совещание по газификации населённых пунктов полуострова.

По всем новостным лентам прошла публикация газеты «Капитал» о стоимости «мифического моста через Керченский пролив». Там фигурировала цифра в три миллиарда «зелёных»: по курсу того времени — почти 100 млрд рублей. А ещё — примерная скорость строительства, 4-5 лет. В реальности, как мы помним, Крымский мост возведён был за два года...

Севастопольский горсовет дал «ответ Куницыну» — экс-главе города, который успел выделить участки под индивидуальное строительство на землях лесного фонда. Решено было запретить там рубку деревьев и попробовать вернуть земли городу. Тогда никто не предполагал, что депутат украинского парламента Сергей Куницын станет одним из самых ярых противников Крыма и Севастополя, давшим ему путёвку в большую политику...

Такой получилась «мозаика» обычного крымского дня. Десять лет назад были предчувствия, опаска, ожидание того, что начинающий бурлить Киев можно ещё убедить и уговорить.

Комментарий

Политолог, председатель КРОО «Центр политического просвещения Иван Мезюхо:

— С первого дня этого шабаша я наивно пытался достучаться до тех, кого поражала майданная лихорадка. Мои доводы о том, что майдан незаконен и вообще посиделки на площадях в истории современной Украины всегда заканчиваются плохо, вообще не понимались.

Иностранные кукловоды постепенно расчеловечивали украинское общество. Помню, как на улицах своего Симферополя я увидел граффити с изображением лица Януковича с простреленным пулей лбом — общество постепенно готовили к насильственной смене власти.

Время «Евромайдана» — период тотального предательства. Президент Виктор Янукович банально струсил, предав своих избирателей, да и весь народ. Он не захотел делать из майдана Незалежности площадь Тяньаньмэнь и в итоге потерял страну, отдав её в руки Запада и неонацистов.