Ёлочка и Гена-крокодил. О буднях и праздниках Деда Мороза

Константин Семенец / Из личного архива

Новый год для работников театра начинается в 20 числах декабря и не заканчивается и в январе. За это время среднестатистические Дед Мороз со Снегуркой дают около 30 представлений.

   
   

Новый год в колонии

История нашего героя Деда Мороза, артиста и режиссёра Крымского академического театра кукол Виктора Кокуева, начиналась в 1981 году. Тогда он только закончил училище, и, конечно же, попробовал себя в роли Деда. На спектаклях просто стоял, поворачивался, говорил, как положено сказочному персонажу. «Я шагаю по планете, вся планета мне видна, нет прекраснее на свете, чем Советская страна, — цитирует строчки из сценария Виктор. — Но, когда дело дошло до массовок, да ещё в непривычных условиях, без казусов не обошлось.

«Как-то меня пригласили выступать в детской трудовой воспитательной колонии, — рассказывает он. — Через решётки прошли, Снегурочку, естественно, не звали. В учреждении предупредили: вы только не пойте «в лесу родилась елочка». Я был молодой, сам закрепощённый, выучил песню и всё, что нужно по сценарию. Когда мы с ними разыгрались, затянули песню, я свою, а они свою: «В лесу родилась ёлочка, а кто её родил? Четыре пьяных ежика и Гена-крокодил». Так дружно пели, аж вибрировали стёкла. И на этом же празднике у меня отклеился ус. Ребята громко мне на это указали, как в «Бриллиантовой руке».

В советское время костюмов практически не было, вспоминает артист. Многое приходилось шить самостоятельно или закупать в Союзе театральных деятелей в Ленинграде. 30 лет назад бороды клеились, брови — тоже. Клей был на основе канифоли, он растворялся в спирте и достаточно хорошо держал.

«А потом всё это сдиралось, было больно, — жмурится Виктор Кокуев. — Самое неприятное что оставались красные пятна раздражения после нескольких выступлений. Поэтому брови старались не клеить, нахлобучишь шапку — и не видно их. Глаза белым подводили, и достаточно. Сейчас борода на резиночке. Утренник за утренником с перерывом в полчаса. Оттянул бороду — и отдыхаешь».

Однажды после перерыва Виктор забыл вернуть главную дедморозовскую гордость на место, вышел на сцену. И тут же среагировал актёр-Снеговик, вышел к детям с морковкой на подбородке!

   
   

Проверить, а настоящий ли Дед Мороз, хотят не только дети, взрослые тоже норовят порой за бороду дёрнуть. Но у детей поменьше к сказочному старику всё-таки уважительное отношение.

«Как-то я играл Бабу-ягу, другой парень играл лешего, — делится историей Виктор Кокуев. — Мы по сценарию проходили сквозь зал на сцену. А у него шарф длинный, вязанный. Так дети чуть его не задушили — один взял спереди, другой — сзади и тянули в разные стороны».

Взрослые верят в сказку по-своему. Вспоминая своё детство, они тоже радуются. Но, если ты Дед Мороз на корпоративе, тебе нужны специальные навыки: бывает, что красный нос у дедушки не всегда от мороза.

Где любят Мразика

В Кукольном театре уже стартовали новогодние массовки, за время бесчисленных прогонов действо может так приесться, что артисты разбавляют его розыгрышами. В последние три выступления — «зелёную массовку», стоит ждать сюрпризов.

«Мне как-то подсунули вместо волшебных предметов гаечный ключ, — рассказывает артистка театра кукол Светлана Усанина. — И нужно было его как-то обыграть, чтобы предмет был сказочным. Как-то разворачиваю свёрток с текстом, который должна зачитать. А там совершенно другой текст. Нам дают снежки бумажные, но мы, если, есть возможность, достаём настоящие и за шиворот друг другу!».

Хоть и Снегурка, помощница, делится Светлана, дети больше любят, конечно, Дедушку Мороза, ведь он подарки дарит. Дети встречаются разные, нужно быть немножко психологом, а иногда и смекалку проявить.

«Был случай, мы приехали на выступление в интернат, — рассказывает Светлана Усанина. Наша программа включает в себя подвижные игры. Мы готовимся, выходим на сцену — а перед нами дети в колясках, с ДЦП. Нас никто не предупредил. Всё, играм конец. Каждый артист пытается найти выход. Пришлось выкручиваться и выдумывать всё на ходу. Ещё одна история: зима, холодно. К очередному выступлению у меня напрочь сел голос. Могу говорить только шёпотом. Договорились с ребятами, если я появляюсь и голос прорезается, мы следуем сценарию, если нет, то за меня часть текста произносят. Выхожу, говорю: здравствуйте — и понимаю, что больше не могу. В итоге вышла глухонемая Снегурочка, которая ходила и улыбалась, а вся массовка говорила мой текст».

Такой конвейер заставляет сесть не только голос. За несколько десятков выступлений, признаётся артистка, каждый раз проживаешь Новый Год. А в тот самый день он уже не кажется таким сказочным. Хотя сами производители зимнего чуда, не перестают верить в сказку.

«Я вспоминаю себя, - рассказывает Виктор Кокуев. - Однажды мой сын написал записку Деду Морозу, где просил игрушку-трансформера. Хотя он видел, как готовятся артисты в театре, понимал, что это представление и артисты, но продолжал верить». Артист шутит: каждый мужчина проходит два этапа в жизни: когда он верит в Деда Мороза, и когда он становится Дедом Морозом.

Взрослым тоже нужна сказка. Виктор, работавший пару лет в театре кукол в Чехии, с удивлением узнал, что там есть традиция, похожая на нашу. Мы 31 декабря на всех телеканалах натыкаемся на «Иронию судьбы», а там в обязательное ТВ-меню входит советский фильм «Морозко». Фильм перевели, он получил имя «Мразик». В один год его не выпустили в эфир. Так телезрители засыпали редакцию письмами с посылом: верните нам «Мразика»!