Президент ТПП Крыма: «Запад делает всё, чтобы СЭЗ у нас не заработала»

В конце декабря Евросоюз и США приняли новые пакеты санкций в отношении Крыма. Теперь европейским и американским  компаниям запрещено вкладывать инвестиции в Крым, покупать на территории полуострова недвижимость, экспортировать на полуостров товары и технологии, список которых состоит из более чем 150 пунктов. Импорт крымских товаров западные страны запретили ещё весной. «АиФ-Крым» узнал у президента Торгово-промышленной палаты Крыма Александра Басова, как санкции влияют на экономику полуострова, почему местный бизнес боится прихода крупных инвесторов и в какой помощи он нуждается.

   
   

Новые реалии

Екатерина Апонина, «АиФ-Крым»: Александр Петрович, как, по-вашему, влияние западных санкций сказывается на предпринимательской среде Крыма?

Александр Басов: В прошлом году Крым экспортировал свою продукцию более чем в 120 стран мира. Мы этой цифрой владеем, потому что Торгово-промышленная палата выдаёт сертификаты происхождения (документ, который позволяет избежать двойного налогообложения при поставке товара в те страны, между которыми и Украиной было заключено соответствующее соглашение – ред.). Данных по 2014 году у нас пока нет. Но уже сейчас понятно, что количество выданных сертификатов происхождения сократилось в разы. У нас объёмы промышленного производства упали более чем в два раза. Значительная его часть приостановлена, а если работает, то совсем в небольших объёмах. Особенно это касается машиностроения и химической промышленности.

– Главная проблема в том, что некуда сбывать товар или не хватает западного оборудования?

– Нет, дело не в оборудовании. Дело в том, что у нас значительная часть комплектующих поступала с территории Украины и также примерно половина производимой продукции уходила на украинский рынок.

Многие предприятия были завязаны на кооперации с предприятиями Украины. Эти связи на сегодняшний день становятся практически невозможными. Наложение всех санкций, а также непризнание Украиной Крыма территорией  России привело к тому, что Украина на сегодняшний день запретила своему бизнесу работать с предприятиями и организациями республики, которые перерегистрированы по российскому законодательству.

Мы ожидали, что для наших предприятий откроется рынок Таможенного союза, рынок России, но пока мы этого не ощущаем, к сожалению.

   
   
Очередь на паром. Фото: АиФ-Крым/ Екатерина Апонина

«Крымская продукция становится неконкурентоспособной»

– Как вы оцениваете дальнейшие перспективы?

– Потенциально рано или поздно мы должны адаптироваться к российским реалиям и тогда перед нами откроется огромный рынок Таможенного союза. Мало времени ещё прошло. И беда в том, что бизнес столкнулся с массой проблем, которые он не в состоянии решить самостоятельно.

Вот, например, проблема логистики, которая серьёзно сказывается на себестоимости продукции. Из-за этого та продукция, которую мы сейчас производим, становится неконкурентоспособной по сравнению с тем, что предлагается на российском рынке.

В некоторых случаях логистические издержки добавляют к себестоимости продукции 30-40%. Это значит, что эту продукцию на российском рынке продать будет невозможно. Привожу пример. Крымское предприятие «Царство ароматов». Оно производит различные виды косметических средств – кремы, масла, и т.д. –  сугубо крымский наш бренд, прекрасное предприятие, очень грамотный директор, научные разработки... Осенью они практически приостановили производство, потому что из-за логистических издержек для поставки одних только флаконов для продукции, её себестоимость увеличилась на 30-40%.

Сегодня доставка груза от Москвы до Симферополя стоит не менее 140-150 тыс. рублей:  это только стоимость прогона автомобиля, а он еще может несколько суток простоять на переправе. Один день простоя автомобиля стоит 4,5 тысяч рублей. Все эти финансовые нагрузки ложатся на плечи предпринимателя и покупателей.

Удорожание продукта, которое будет произведено крымским предприятием, идёт ещё и потому, что Украина не выдаёт сертификат происхождения на свою продукцию, которая идёт в Крым. Поэтому крымские предприятия вынуждены платить пошлину, НДС.

«Сумма заблокированных средств равна бюджету Крыма»

– Украинские банки ушли с полуострова вместе с деньгами не только частных лиц, но и бизнеса. Возможно ли их вернуть?

– Это ещё одна проблема, о которой мало кто говорит. Мы уже «обили все пороги», обращались к руководству республики, в министерство по делам Крыма, в Госсовет, для того чтобы эту проблему решали. Нельзя делать вид, что её нет.  Тем более президент РФ Владимир Путин неоднократно говорил о том, что жители Крыма не должны почувствовать ухудшения уровня жизни.

Но по факту сейчас  населению компенсируются вклады до 700 тысяч рублей;  предприятиям сельского хозяйства, пострадавшим от перекрытия канала, правительство выделило 272 миллиона рублей на компенсацию потерь урожая. Но о малом, среднем и даже частично крупном бизнесе, тот который пострадал больше всех, к сожалению, речи вообще не идёт. А это рабочие, у которых есть семьи. Сумма заблокированных средств крымского бизнеса в украинских банках – порядка 65 миллиардов рублей. Это как раз приблизительно годовой бюджет Крыма. Эти цифры легко подтверждаемые, у всех предприятий остались выписки из банков о наличии этих средств.

– Как эту проблему можно решить?

– Необходимо создать реестр предприятий, пострадавших в результате блокирования средств. Эти деньги фактически вернуть невозможно, потому что бизнес не может судиться с банками Украины, ведь мы для Украины – «анексированная» территория, нас даже не примут ни в международном суде, ни в украинском

Мы предлагаем два пути: либо же какими-то равными долями зачесть суммы заблокированных средств в счёт будущих налоговых платежей предприятий. Пусть не сразу всю сумму, но люди будут знать, что их средства не пропали бесследно.

Второй путь: большое количество собственности украинских олигархов, в том числе тех, которые так несправедливо поступили с нашим бизнесом, сейчас национализировано, оно будет реализовываться. Давайте же мы часть полученных средств направим не только на погашение вкладов тех граждан, у которых  было на счетах свыше 700 тысяч рублей, но и хотя бы о малых или индивидуальных предпринимателях подумаем.

От продажи имущества украинского Приватбанка власти Крыма планируют выплатить компенсации вкладчикам. Фото: www.globallookpress.com

«Нам нужно накормить своё население»

– Запрет на экспорт европейских товаров как-то сказывается на деятельности предприятий республики?

– Пока мы конкретно ещё не столкнулись ни с чем, но я думаю, что Европейский союз с США опять делают упреждающий шаг. Почему в декабре приняли новый пакет санкций – потому что накануне был принят закон о свободной экономической зоне. Они пытаются сделать так, чтобы эта особая экономическая зона у нас фактически не заработала.

– Какие-то европейские инвесторы хотят зайти на крымский рынок?

– Если в середине 2014 года люди ещё интересовались, то сейчас затишье. Все занимают выжидательную позицию, смотрят, что будет дальше. Интересовались Крымом итальянцы, австрийцы, китайцы, финны, но все они рассуждали из тех позиций, что у них есть «дочки» на территории России и они бы сюда заходили как российские предприятия.

У нас действительно очень проблемная ситуация: даже если сюда зайдут инвесторы, неважно российские или иностранные, у них будут очень серьёзные проблемы с вывозом, с определением страны происхождения. Если речь идёт не о вызове на территорию России.

– Но в обход санкций можно же регистрировать предприятия, например, в Краснодарском крае…

– Есть разные схемы, но ведь они ведут к удорожанию продукта. Вы тогда, производя продукцию в Крыму, должны будете вывезти её за свой счёт в Краснодар, там её перегрузить, получить ещё раз документы – это все ложится серьёзным финансовым бременем. Такая же ситуация была этим летом с зерном. Мы получили хороший урожай, но не повезли его в Краснодарский край, несмотря на то, что там закупочная цена была на несколько тысяч выше, чем у нас. Но, когда посчитали транспортные издержки, эти несколько тысяч разницы были нивелированы. Поэтому урожай остался в Крыму.

Но если говорить о производстве продуктов питания, то, по большому счёту, Крыму не нужно думать на протяжении лет 10 (это при наличии хороших инвестиций) о том, чтобы что-то куда-то экспортировать. Нам нужно накормить своё население. По подсчётам профессора Паштетского, Крым обеспечивает себя продуктами всего на 25%.

В советский период в Крыму производилось до 1 миллиона тонн овощей  и фруктов. Сейчас мы с трудом доходим до 150 тысячи тонн. То есть нам, чтобы накормить себя и отдыхающих, надо как минимум в 4 раза увеличить объёмы сельхозпроизводства. Поэтому главная сфера для инвестиций – сельское хозяйство.

Виноградники в Крыму. Фото: АиФ-Крым

Команда со своими правилами

– Какие отрасли интересуют в Крыму российского инвестора?

– Прежде всего, сельское хозяйство, логистика и производство  строительных материалов. Это всё в тренде, будут строиться дороги, нужны материалы. Также люди готовы вкладываться в развитие тепличного хозяйства.

– Как местный бизнес относится к приходу крупных инвесторов?

– На сегодняшний день у малого и среднего бизнеса Крыма присутствует страх того, что крупный бизнес России, который войдёт в Крым, просто их вытеснит.

Отношения  нашего «островного» бизнеса с материковым можно увидеть на таком примере: Существовали две футбольных команды, одна на материке, одна здесь. И вот с материка в Крым на матч приезжает футбольная команда  со своими тренерами, со своими судьями, со своими правилами и с огромной скамейкой запасных. А наши и без тренеров, и без уверенного понимания правил игры. Законодательство России постепенно менялось 23 года, а нам необходимо его за полгода освоить. К сожалению, это не учитывается при проведении проверок. Конечно, будет огромное количество ошибок, даже нас уже штрафуют за то, что мы буквально не там запятую в отчете поставили.