Продай и заплати
Наталья Дрёмова, «АиФ-Крым»: Станислав Николаевич, после того как Крым вошел в состав России, в республике осталось огромное количество неисполненных судебных решений. Как с ними поступили?
— Есть Минская конвенция, которая позволяет нам передавать исполнительное производство в ту страну, где живёт человек, уклоняющийся от выплаты алиментов. И уже там с него должны взыскать задолженность. Но Украина не признаёт российский Крым и не принимает наши исполнительные производства. Хотя, с другой стороны, получается, что она не выполняет решения и собственных, украинских, судов. А вот мы в ситуации, когда должник живёт в Крыму, а его бывшая семья — на Украине, задолженность взыскиваем, уже были перечислены на Украину 30 тысяч рублей.
— Иногда должники-алиментщики не имеют доходов, либо успешно их скрывают. Может ли мать просить о том, чтобы за ребенком в счет алиментов была закреплена часть недвижимости отца?
— В каждой городской и районной администрации есть опекунский совет, комиссия по делам детей. Она рассматривает заявление матери, выясняет обстоятельства конкретного дела и выносит решение на заседание городского или районного совета: мать согласна получить вместо выплат на содержание ребёнка принадлежащую должнику недвижимость. С этим решением женщина идёт в суд.
— Совесть всё-таки часто просыпается у отцов-должников?
— Не так давно мы опробовали в Советском районе российский опыт, поработали в контакте с представителями православной церкви и муфтията. Те побеседовали с должниками, и из семи человек четверо добровольно оплатили задолженность по алиментам.
— А куда девается имущество должников, которое изымают судебные приставы?
— В отличие от ОГИСа, который реализовывал изъятое имущество должников самостоятельно, служба судебных приставов этим не занимается. Имущество должников передаётся в Фонд земельных и имущественных отношений РК, там его и будут реализовывать, согласно нормам законодательства РФ.
Но приставы могут, арестовав, например, мебель, предложить самому должнику продать её и оплатить задолженность. По мелким долгам ситуация другая: пристав имеет право, например, изъять у должника мобильный телефон, предложив либо принести деньги, либо продать средство связи. И многие тут же находят деньги. 90% людей могут, но не хотят рассчитываться с долгами. Согласитесь, это же ненормально, когда сидит перед приставом тридцатилетний мужик, за полгода не давший ни копейки на своего ребёнка, плачется, что он - без работы, а у него - мобильник стоимостью в восемь тысяч рублей. Продай, заплати, а для связи купи дешевенький телефон за пятьсот рублей.
Платить могут, но не хотят
— На ОГИС, который действовал при украинской власти, было много нареканий, иные решения судов годами не исполнялись…
— Эта система была пропитана коррупцией. Государственные исполнители выжидали, кто им заплатит: должник – за бездействие или кредитор за то, чтобы решение исполнялось. Даже сейчас я чуть ли не каждый день сталкиваюсь с проявлениями той системы. Но я не раз предупреждал своих сотрудников: каждый, кто попытается взять деньги, сядет в тюрьму. Это моя жёсткая позиция.
— Как действует судебный пристав?
— Исполнитель действует не один, а с судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов, который обеспечивает безопасность. Потому что и в разных регионах России, и у нас, в Крыму, граждане бросали в приставов камни, и собак натравливали, и брызгали из баллончиков со слезоточивым газом. Бывает, что в доме небезопасно, если это, например, притон наркоманов. Наши судебные приставы чего только в таких домах не находили, даже оружие. Кроме того, второй сотрудник — потенциальный свидетель.
Кстати, далеко не всегда есть необходимость в визите домой к должнику, может, с ним проще встретиться на работе или целесообразнее сначала собрать информацию о его имуществе, автотранспорте, недвижимости, счетах.
— Насколько сложно сейчас скрыться должнику, отвертеться от выплат?
— Федеральная служба судебных приставов пользуется АИС — автоматической информационной системой. Она позволяет одним кликом компьютерной «мышки» арестовать движимое и недвижимое имущество должника, блокировать его счета, сделать невозможным его выезд за пределы РФ. Конечно, всё это можно сделать только по решению суда, но очень быстро, просто мгновенно. И куда деться должнику? Он, к примеру, пытается продать квартиру, а сделка невозможна, хочет уехать — его не выпускают.
— А как вообще человек узнаёт о том, что он что-то кому-то должен? Может, он считает, что давно расплатился, или уповает на то, что прежнее решение суда, раз оно было вынесено при Украине, «не сработает»?
— На сайте Федеральной службы судебных приставов есть банк данных исполнительных производств, каждый человек может узнать о своих долгах. Ведь бывают случаи, когда кредиторы считают, что получили недостаточно, либо человек игнорировал судебный процесс, по которому был признан ответчиком, не стал узнавать, чем он закончился.
Кроме того, крымчане имеют право прийти в отделы нашего управления по месту жительства и получить информацию о том, открыто ли в отношении них исполнительное производство, сколько денег и кому они должны. А если есть какие-то доказательства, что он начал выплаты, погасил долг, обязательно их предоставить.
— Наверное, бывают какие-то судебные решения, которые тяжело исполнять, когда по-человечески должнику можно посочувствовать?
— Бывают. Например, взяла женщина лет восемь назад кредит в банке, не смогла его выплатить. Банк забрал квартиру, продал её с торгов. Но новые хозяева несколько лет не могли попасть в своё жильё, женщина просто не пускала никого. Жалко её? Жалко. Но есть закон, есть добросовестные покупатели квартиры, которые имеют право в ней жить. И в ноябре прошлого года судебные приставы выполнили решение суда о принудительном вселении собственников жилья в эту квартиру. Открыли дверь, вынесли вещи, сложили их во дворе, пустили новых хозяев…
— Получается, человек лишился квартиры из-за своей неосмотрительности?
— Получается, что так. А сегодня в Крыму ещё немало мошенников, из-за которых жители республики рискуют остаться без своего жилья. Они своим жертвам: пенсионерам, одиноким женщинам предлагают стать поручителями по кредиту. У аферистов наготове какая-нибудь правдоподобная история, они обещают заплатить определённую сумму за помощь. Но, конечно, не объясняют тем, кто соглашается, что в случае невозвращения кредита и отсутствия имущества у должника (а мошенники формально «голы и босы», поскольку оформили своё добро на других людей), взыскивают деньги с поручителя. Очень прошу крымчан быть бдительными, не ввязываться в сомнительные аферы, не соблазняться возможностью легко и быстро заработать какую-то сумму, всего-навсего поставив подпись на документе.
Смотрите также:
- Без срока давности. Михаил Назаров о работе Следственного комитета в Крыму →
- Рейд совести. «АиФ-Крым» провел один день с судебным приставом →
- Сергей Аксёнов: «Не могу же я себя клонировать» →