События минувшей недели показали, что диверсанты из «незалежной» — не выдумка и не «страшилка». Они существуют и способны выполнить задания. Можно ли предположить, что на полуострове у них есть сторонники, готовые снабдить всем необходимым?
Второго блэкаута не случилось
Между тем, агент Службы безопасности Украины Геннадий Лемешко был задержан «за работой», при попытке повредить линию электропередачи в районе трассы Судак-Новый Свет. При нём нашли тротиловые шашки, детонаторы, гранату с вкрученным запалом, емкости с горючей смесью и ножовку для подпила деревянных опор ЛЭП.
Его целью, как выяснили следователи УФСБ по РК, были несколько объектов инфраструктуры.
В начале года был задержан человек со специальной подготовкой: Сеит-Ибраим Зайтуллаев обучался на Украине диверсионной работе. Можно вспомнить трёх «специалистов», пойманных в Севастополе — из Главного управления разведки Минобороны Украины. Или прошлогоднюю попытку прорыва в Крым вооружённой группы из Украины. И это только те факты, которые были обнародованы. Наверняка есть и те, что не для широкой публики.
Инфраструктура, нарушенная взрывами на ЮБК в ночь на 1 ноября, восстановлена, газоснабжение поселков возобновлено. Тем временем, эксперты отмечают, что диверсанты действуют на территории Крыма все более профессионально.
Напомним хронику ЧП той ночи. Первое повреждение газопровода произошло около 20:30 31 октября на газораспределительной станции у поселка Виноградное в районе Алушты. Без газоснабжения остались более тысячи жителей сел Виноградное, Кипарисное, Малый Маяк, Пушкино и Утес. Примерно в это же время прекратилась подача электроэнергии из-за повреждения двух ЛЭП под Алуштой – по ним электричество поступало на ЮБК, правда, южнобережье оперативно запитали от резервных линий. Около 5 утра был поврежден газопровод неподалеку от села Запрудное – без газа остались почти восемь тысяч человек в Партените, Запрудном, Лавровом, Краснокаменке, Гурзуф и в МДЦ «Артек». Здесь волна аварий остановилась.
«Спящие» в Крыму?
Уже 1 ноября в Национальном антитеррористическом комитете сообщили о том, что причинами ЧП могут быть диверсии, а на следующее утро пресс-служба ФСБ заявила, что к авариям привели подрывы, поэтому ведомство возбудило три уголовных дела по факту диверсий, пока что без подозреваемых. Черноморский флот России взял под усиленную охрану склады с оружием.
«Крымгазсети» усилили охрану газотранспортной системы. «С нашей стороны введены дополнительные графики обхода трасс, — рассказала пресс-секретарь предприятия Юлия Максименко. — Кроме того, привлечены сотрудники охранной фирмы. Уже все потребители в Крыму подключены к системе газоснабжения».
Глава Крыма Сергей Аксёнов заявил, что «веселую ночь» нам устроили граждане Украины. «Соседи нам гадости пытаются сделать регулярно. Мы в таком тренде живем уже три года и еще какое-то время будем жить», — добавил глава республики.
По мнению политолога Александра Асафова, 31 октября диверсанты сработали более профессионально – хотя бы потому, что по горячим следам их найти не удалось.
«В 2015 году террористы были способны взорвать ЛЭП разве что на своей территории, сегодня — уже на крымской, — пояснил он. — Нельзя их недооценивать, надо понимать, что они всё-таки учатся. После взрывов на ЮБК многие начали проводить параллели между этими диверсиями и событиями, изложенными в сериале «Спящие»: мол, в Крыму существуют ячейки «глубокого залегания», члены которых — мирные люди, по команде из Киева превращающиеся в суровых диверсантов. Это вряд ли. Если бы у Киева на полуострове были законспирированные профессионалы, он бы использовал и «засветил» их не в конце 2017 года, а в начале 2015-го. У Украины нет времени долго ждать – каждый день играет на стороне России и отдаляет Крым от «незалежной». Вот наши соседи и делают, что могут, причем, с каждым разом у них получается все лучше».
Ну а действуют диверсанты, уверен Асафов, в рамках политики Киева на выдавливание «оккупационного режима» из полуострова. Не так давно, напоминает политолог, депутат Верховной рады Андрей Тетерук предложил создать вокруг Крыма «токсичную атмосферу», чтобы сделать жизнь на полуострове невыносимой. Мол, тогда они сами свергнут нынешнюю власть. Однако, судя по реакции простых людей, каждая гадость из соседней страны — ещё один аргумент для крымчан в пользу того, что три года назад они сделали единственно верный выбор на референдуме. Тем не менее государственная политика Украины воплощается в жизнь. И, по словам политолога, принимает конкретные формы государственного терроризма.