Ненастоящие «Минёры». Зачем рассылают ложные сообщения в школы Крыма

С десяток российских регионов в январе этого года подверглись атакам. Во всех случаях в школы, вуза, училища, поступали звонки и сообщения о заложенных в зданиях бомбах. Каждое из них положено отработать: эвакуировать учеников и педагогов, обследовать помещения. Екатеринбург, Саратов, Красноярск, Архангельск, Самара… В минувшую пятницу настал «час икс» для полуострова.

   
   

На электронные почты школ Севастополя, Симферополя, Керчи, Ялты, Бахчисарая, Евпатории, Феодосии, Алушты, Армянска, Ялты, Советского района пришли письма. Вот с таким текстом: «Школа заминирована. Я зол. Вы все ничтожества. Вы недостойны жить. Я помню, как в 2018 году Влад (студент, устроивший теракт в Керчи — ред.) расстрелял биомусор. Я всегда мечтал стать как он. Я теперь я готов. Вы все умрете. Вам всем конец».

Тень опасности

Этот день крымчане не забудут ещё долго. Многим пришлось сорваться с работы, чтобы забрать детей, эвакуированных из школ. Многие пытались дозвониться до педагогов — и оттого, что было занято, паниковали. Сообщения пришли также в Крымский федеральный университет и Керченский политехнический колледж: оттуда тоже выводили студентов. 

Интересно, что в пятницу 21 января в Киеве и Львове тоже срочно выводили на улицы школьников. Там неизвестный, представившийся «российским террористом KARNAVAL» требовал выкуп. В переводе на рубли около 5 миллионов. И заботливо оставил номер мобильного, чтобы деньги сбросили на телефонный счёт. Человек, которому номер принадлежал, к рассылке оказался непричастен. В соседнем государстве, оказывается, в январе тоже прошла настоящая волна лже-минирования школ: в Черкассах, Ровно, Бердянске, Николаеве, Кривом Роге. 

Стоит, наверное, вспомнить, что в прошлом году «минировали» школы Беларуси, сообщения пришли в несколько городов, всего было эвакуировано 270 учебных заведений.

И тогда, и сейчас сообщения приходили из Украины, Прибалтики и Польши. Из какой страны «порадовали» Крым, установят правоохранители.

А на полуострове пока выяснили, что массовая эвакуация в целом прошла так, так и требуется в случае какой-либо угрозы. Не обошлось, конечно, без случаев, когда дети выбегали без верхней одежды. Но учителя никого мёрзнуть не оставили. Живущие рядом со школами в Симферополе, например, несли из дома тёплую одежду для своих учеников.    
   

«Работники школ проходят обучение по гражданской обороне, дети изучают «Основы безопасной жизнедеятельности, где как раз есть вопросы по действиям в ЧС, в школах обязательно должны проводиться тренировки, — сообщил преподаватель ГБУ дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр по гражданской обороне и ЧС в РК» Александр Федорин. — Насколько удачно проводится эвакуация, зависит от уверенности школьных работников в своих действиях. А уверенность эта приходит во время регулярных тренировок».

Много разных ЧС

Для каждого времени есть свой актуальный список чрезвычайных ситуаций. Например, после войны — «встреча» с неразорвавшимися боеприпасами. Случайно или в результате необдуманных действий, калечились десятки и сотни школьников. К слову, в Крыму до сих пор есть шанс встретиться с «эхом войны». Последний такой случай в практике Александра Федорина был почти шесть лет назад: ребёнок принёс в школу фрагмент боеприпаса. И детей пришлось эвакуировать. Позже, конечно, выяснили, что железка сама по себе опасности не представляла. Но действовали все правильно.

В украинские времена был период, когда частными ЧС стали разливы ртути. Происходило это и в школах. Тогда пришлось прописывать подробный порядок действий. Сейчас. Получается, «в тренде» угрозы по электронной почте.

«Главное, чтобы панике не поддавались педагоги, — говорит первый проректор, заведующая кафедрой психологии Крымского инженерно-педагогического университета Анжелика Лучинкина. — Они принимают решение, что с классом делать. А родители всё равно будут паниковать. В пятницу я получила массу сообщений: что происходит, что за беда случилась? При том, что все видели новости и понимали, что реальной угрозы нет, что это устрашение».

Родителям специалисты советуют демонстрировать здравое отношение к таким ситуациям. Не впадать в истерию, не заражать ею детей. Напротив, показать: все взрослые вокруг знают, что делать, у каждого на такой случай есть обязанности, и их тщательно исполняют. Кстати, это повод ещё раз поговорить о том, что могут случаться самые разные ЧС: от пожара и наводнения до землетрясения и нападения. И проговорить, как действовать в разных ситуация. «Если видно, что ребёнок разнервничался, надо обязательно дать ему высказаться, выразить свои эмоции, — посоветовала Анжелика Лучинкина. — И показать, где реальные риски, а где надуманные».

Потому, что наверняка звонки и письма ещё будут. Возможно, что и из соседнего государства, где немало недоброжелателей России. И угрозы — от бессилия. На иное ни сил, ни средств, ни духа не хватит.

Помощник главы РК, командир крымского батальона милиции особого назначения «Беркут» в 2006-2014 гг. Юрий Абисов:
«Тренировки на случай ЧС не должны быть формальными. Я наблюдал не раз: если просто включают-выключают сигнал оповещения, ничего не объясняя, не проводя всех положенных действий, дети просто привыкают к таким «учебным тревогам». И потом могут просто не реагировать на предложение покинуть класс или школу. Кроме шумового сигнала должны быть и голосовые: информация о том, что за ЧС возникла. Ведь в одних случаях надо покинуть здание, а в других, оставаться на месте и попытаться заблокировать вход в помещение. Вспомним хоть трагедию в Керченском политехническом колледже: студенты и преподаватели услышали взрыв и выстрелы — и выбегали в коридор, прямо на человека, который расстреливал всех на своём пути».