Перебегают дорогу, где хотят. Чаще всего пешеходы попадают под колеса ночью

Убеждать крымчан в том, что машин на полуострове за последние пять лет стало в несколько раз больше, не нужно. Это видно по забитым автомобилями дворам, по длине «пробок» на дорогах.

   
   

Если весь автотранспорт, зарегистрированный в Крыму, распределить между взрослыми жителями, то на 80% людей трудоспособного возраста придётся по одному изделию импортного или отечественного автопрома. И риск для пешеходов встретить невнимательного, нетрезвого или спешащего куда-то владельца авто, стал выше.

Кто виноват?

Самое небезопасное время для пешехода — вечер и ночь. Самое «нехорошее» место — пешеходный переход без светофора, либо место, где вообще нельзя переходить дорогу. Несколько дней назад, вечером, в посёлке октябрьское Красногвардейского района на «зебре» пешеходного перехода водитель сбил восемнадцатилетнего юношу. К счастью, тот остался жив. А вот полутора десяткам крымчан из разных уголков полуострова повезло куда меньше: с начала этого года именно столько жертв ДТП насчитывалось среди пешеходов.

В начале февраля в Симферополе, на Ялтинской объездной, водитель совершил наезд на человека, перебегавшем дорогу в необорудованном переходом месте. Пострадавший скончался до приезда «скорой помощи». За день до этого ЧП в Первомайском районе фура сбила человека, переходившего дорогу не по пешеходному переходу. Тот находился в паре десятков метров, но мужчина почему-то не дошёл до перехода. Травмы оказались смертельными.

«Только за январь в Крыму случилось 87 ДТП, в которых пострадали 97 человек, и погибли 20, — отметил руководитель УГИБДД МВД по Республике Крым Анатолий Борисенко. — 12 из них — пешеходы, 8 из этих пострадавших дорогу переходили в тёмное время суток».

Но всё-таки, по итогам 2020-го, и самих происшествий на дорогах, и жертв, оказалось меньше, чем годом ранее.

   
   

Распространённая привычка сэкономить время и силы, перебегая дорогу там, где хочется — самая частая причина гибели или травмирования пешеходов. Особенно опасно это делать на межгородских дорогах, в пригородах: там, как правило, скудное или вовсе отсутствующее освещение. «В свете фар водитель может увидеть человека на дороге примерно за 40-45 метров, — объяснил Анатолий Борисенко. — А вот если на одежде пешехода есть светоотражающие элементы, заметят его где-то с расстояния в 100-150 метров. Водитель успеет принять какое-то решение: снизить скорость, затормозить, свернуть».

Иногда случаются ДТП просто парадоксальные: вроде нет никаких объективных причин для них, только человеческая недальновидность. Анатолий Борисенко привёл пример по Бахчисарайскому району. Там племянница с тётей вышли из рейсового автобуса: прямо у остановки — надземный переход. Племянница пошла по нему, тётя полезла через парапет — и была насмерть сбита машиной.

Охотимся за «зеброй»

Сейчас в стране реализуется проект, связанный с безопасностью и качеством дорог. В нём предусмотрено практически всё, что может повлиять на снижение ДТП с участием пешеходов: оборудованные остановки, переходы, дорожные знаки.

Не секрет, что люди часто пересекают дорогу в неустановленном месте, считая, что до перехода идти слишком долго. В конце прошлого года в пригороде Симферополя появился новый республиканский медцентр. Регулярное движение общественного транспорта к нему организовали. А недавно по маршрутам пустили новые современные автобусы, каждый из которых рассчитан на 90 пассажиров. Заместитель министра транспорта Николай Лукашенко пояснил, что, если имеющегося транспорта будет недостаточно, на маршрут добавят автобусы. Как раз на 2021 год запланирована закупка дополнительной техники.

Но вот пешеходам от остановки приходилось идти около ста метров до ближайшего перехода, да ещё по проезжей части. Поэтому напротив больницы решено оборудовать переход со светофором. А местом ожидания транспорта станет холл больницы: людей будут оповещать о приближающихся автобусах того или иного маршрута.

Жители городских микрорайонов или сёл тоже могут выступать с инициативой установки светофора, организации пешеходного перехода. Твёрдо рассчитывать на положительное решение можно, если на участке дороге высокая интенсивность движения, а ближайший переход находится на расстоянии от 300 метров. Наличие остановки общественного транспорта — тоже весомы довод в организацию воле неё пешеходного перехода. То же относится к наличию «объекта притяжения» — мечта, куда регулярно движется значительное количество людей. Это может быть торговый центр, школа, государственные организации, и так далее.

Если речь идёт о местных дорогах, обращение следует подавать в районную ГИБДД и администрацию. Оборудование пешеходных переходов на региональных дорогах — в ведении республиканских властей и ГИБДД республики.