Вернитесь, доктор! Крыму требуется рецепт лечения от дефицита медкадров

Петр Павлов / АиФ

Возможно, у крымского Минздрава есть какой-то план, который приведёт к победе над очередями в поликлиниках. Очень может быть, что чиновники верят в светлое будущее, когда консультацию у специалиста не придётся  ждать полтора —  два месяца.

   
   

Наверняка, крымчанам стоит запастись терпением, не паниковать, не возмущаться, ведь вся система не может перестроиться быстро. Но как быть с тем, что врачей в Крыму катастрофически не хватает?

И миллиона мало

Дефицит врачей — запущенная крымская «болячка». Отношение к ней на разных уровнях, как у человека, который давно сжился с хронической хворью: болит, беспокоит, но в целом-то — не смертельно, жить можно. По сравнению с украинским прошлым количество вакансий в бюджетных медучреждениях вроде бы не так велико — около 800. Для сравнения, в 2012-м в Крыму не хватало 2,4 тыс. врачей, в 2013-м — около 3 тыс. Но вспомним, что в РФ иные нормы обеспечения медиками, что в среднем в Крыму каждый четвёртый-пятый работающий врач — пенсионер, что большая часть тех самых вакантных мест — для узких специалистов.

Медучреждения самого благополучного, с точки зрения трудоустройства, города Крыма — Симферополя, укомплектованы врачами на 70-80%, в других городах ситуация ещё хуже.

Активист Общероссийского народного фронта (ОНФ) Марина Кочнева сообщила о мониторинге 78 сельских мед­учреждений, проведённом общественниками. Он показал, что, например, в Красно­гвардейском районе не хватает 101 врача, в основном, узких специалистов. В Ленинском районе дефицит врачей — 50% от потребности. На два района, Первомайский и Раздольненский (а всего там насчитывается около 76 тыс. населения) — один окулист.

Перечислять кадровые «дыры» можно бесконечно. И причины, по которым врачи не едут в сельские больницы, очевидны: нет жилья, зарплаты невысокие, оснащение больниц оставляет желать лучшего, как и транспортное сообщение.

Казалось бы, диагноз поставлен, пора бы выработать план лечения. Тем более, что кое-какие «лекарства» имеются. Например, федеральная программа «Земский доктор», которую уже можно воплощать в Крыму: врачу в возрасте до 45 лет, отправляющемуся на работу в сельскую местность, выделяется единовременно миллион рублей на покупку или постройку жилья.

   
   

В фонд ОМС и Минздрава Крыма предусмотрены по 10 миллионов на потенциальных «земских докторов» — 20 специалистов могли бы в этом году отправиться в село. «Ждём заявлений, пока лишь пять человек выразили желание принять участие в программе, — пояснил министр здравоохранения РК Александр Могилевский. — Пусть наберётся хотя бы человек десять, тогда приступим к конкурсу. Ситуация такова, что даже миллион не побуждает специалистов отправляться в отдалённые районы Крыма».

Нужна единая схема

За миллион, кстати, даже в сельской местности сейчас купить жильё мудрено. Разве что однокомнатную квартиру в райцентре, если как следует поторговаться. Или старый дом в селе — с «удобствами» на улице, печным отоплением, без водоснабжения.

В теории, за миллион можно было бы построить дом, если бы местные власти посодействовали в выделении земли. Тем более, что в утверждённом Совмином Крыма порядке распределения участков врачи входят в перечень тех, кому земля должна достаться бесплатно. Но… «Есть претендент, желающий работать у нас, получить участок и отстроиться, — рассказал главный врач Бахчисарайской центральной районной больницы Константин Гайдарев. — Но беда в том, что границы населённых пунктов не утверждены во всех сёлах, кроме одного. А в том самом единственном нет земли, которую можно было бы выделить врачу. Такая же ситуация во многих других районах Крыма. Надежду на то, что всё изменится, дает достижение договорённости с Республикой Татарстан, специалисты которой обещают подготовить для всех муниципальных образований градостроительную документацию».

«Когда-то выпускники мединститутов, приезжавшие в село по распределению, получали и жильё, и бесплатные дрова или уголь, им снимали и оплачивали квартиры, да и зарплаты были немного выше, чем у городских коллег, — вспоминает Александр Могилевский. — Была система, схема устройства врача в селе, и она работала. Сейчас приедет тот же выпускник, скажем, в Красноперекопск, никто ему квартиры не даст, не снимет, общежитие ремонтируется, жить там нельзя. Если руководители регионов заинтересованы в том, чтобы врачи ехали в больницы их районов, то должны и позаботиться о них».

И местные власти кое-что действительно могут сделать. Например, провести тотальную инвентаризацию пустующих домов и квартир, оценить их состояние, выяснить, есть ли вообще у них хозяева, поднять вопрос о возможном использовании хотя бы как временного или служебного жилья для врачей. Шесть лет назад в Крыму правоохранители пытались оценить количество брошенной недвижимости: свыше 6 тыс. домов и квартир в сельской местности пустовали годами и десятилетиями. Вряд ли их сейчас намного меньше.

Крыму давно пора выработать собственную, работающую схему привлечения врачей в село. Заставить работать в этом направлении местные власти, выяснить, как способна помочь республиканская, как встроить в общий механизм федеральные программы и с максимальной пользой использовать выделенные средства. Возможно, для нескольких районов, острее всего страдающих от дефицита врачей, нужна республиканская программа, например, гарантирующая дополнительные выплаты для сельских врачей, либо субсидии, «реанимацию» недостроев, ремонт общежитий, приобретение служебного жилья.

Мнение

Алла Пашкунова, заместитель председателя Совета министров Крыма:

 «Я вижу решение проблемы в системном подходе. Нужно понимать, что пока выучим молодых специалистов, пройдут 5-7 лет, а врачи нужны уже сегодня. У нас действительно была актуальной ситуация, когда приезжали врачи из Украины, пытались устроиться на работу. Мне казалось, что этот процесс нужно стимулировать, однако есть два «но» на федеральном уровне. Врачи, которые получили дипломы на Украине после 1992 года, должны пройти сертификацию через Министерство здравоохранения РФ. То есть, советские дипломы действительны, украинские — нет, это ухудшает ситуацию с трудо­устройством. И второе: на них, как на любого трудового мигранта, распространяется федеральное законодательство. Это значит, что им нужно получать разрешение на временное проживание, а затем вид на жительство, приобретать патент, дающий возможность работать. Именно поэтому многие, действительно классные врачи, из Крыма уже уехали. Думаю, нужно на федеральном уровне инициировать особый порядок для высококвалифицированных украинских врачей, которые бы хотели работать в Крыму. Мы бы отчасти решили проблему. Ну, и можно приглашать специалистов из материковой части России, желающие есть, преимущественно с севера, в любой район готовы поехать, лишь бы там тепло было.

И ещё: сейчас мы занимаемся ещё одной федеральной программой — «Устойчивое развитие сельских территорий до 2020 года». В ней предусмотрены средства — 38 миллионов для специа­листов на селе, идёт опрос: кто хочет участвовать в программе? На постройку либо покупку жилья специалисту государство даёт 859 тысяч, а 30% он должен добавить сам. Врачи тоже могут участвовать, но пока большого количества желающих мы не видим.

Людмила Лубина, уполномоченный по правам человека в Республике Крым:

«У нас был, и пока ещё остаётся, уникальный шанс решить кадровый вопрос. Врачей всех узких специализаций, с большим опытом, высочайшей квалификации можно именно сейчас привлечь. Я имею в виду людей, перебравшихся в Крым с юго-востока Украины и находящихся сейчас на территории республики: в ФМС получили миграционные карты 380 тысяч человек. Среди них - множество врачей!

Я сама имею опыт их трудоустройства: семью из трёх специалистов, кандидатов наук, работавших в высокотехнологичном медцентре в Донецкой области, устраивала на работу в Феодосию. Они закрыли вакансии узких специалистов, их на руках там носят, потому что это, действительно, врачи с большой буквы! Во всех городах Крыма сегодня такие кадры есть, и им очень сложно устроиться на работу, хотя вакансий множество».